Уготовить наше сердце к приходу Господа

Слово на начало Рождественского поста

Мы вступа­ем в Рожде­ствен­ский пост. Вонмем! Пост предпо­ла­га­ет бодрство­ва­ние и внима­ние. Прежде всего отметим, что бодрство­вать значит бороть­ся со сном. Сон – состо­я­ние покоя, вялости, когда внима­ние ослабе­ва­ет. В духов­ном смысле сон – конеч­ный покой, покой смерти. Для верую­ще­го челове­ка бодрство­вать – это не только не спать в физиче­ском смысле, но бороть­ся вообще против того, что усыпля­ет челове­ка и не дает ему видеть того, что ведет его к смерти.

То, что было в древние времена, во времена Ноя, ничем не отлича­ет­ся от того, что мы знаем о сегодняш­них. «Люди женились, выходи­ли замуж, ели, пили» (Мф. 24: 37–39). Очень кратко опреде­ля­ет челове­че­скую жизнь Христос! Так жили все день за днем и внезап­но оказа­лись среди потопа, в пучине неодо­ли­мых бед. (Пусть не покажет­ся это сильным преуве­ли­че­ни­ем – как мы сейчас среди всемир­но­го страха перед панде­ми­ей). Может быть, неслу­чай­но Господь выявля­ет духов­ное состо­я­ние этих людей словами «ели и пили»? Извест­но, что сон овладе­ва­ет пресы­щен­ны­ми, а пост и трезве­ние содей­ству­ют бодрство­ва­нию.

Начало духов­ной жизни опреде­ля­ет­ся святыми отцами как пробуж­де­ние

К бодрство­ва­нию призы­ва­ет нас Церковь! Духов­ная жизнь у святых отцов имену­ет­ся бодрство­ва­ни­ем. У подвиж­ни­ков пустыни был один монастырь с таким особен­ным назва­ни­ем: «Обитель неусы­па­ю­щих». Начало духов­ной жизни опреде­ля­ет­ся святыми отцами как пробуж­де­ние. Кто помнит свои первые шаги в вере, понима­ет, насколь­ко точно это слово обозна­ча­ет проис­хо­дя­щее в этот период с нами. Это выход из состо­я­ния сна, прикос­но­ве­ние к воскрес­ше­му Христу, восстав­ше­му от сна смерти. «Встань спящий и воскрес­ни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф. 5: 14), – пели первые христи­ане. Это значит, что Рожде­ствен­ский пост, как и Великий пост, как все богослу­же­ния года, содер­жит главную тайну христи­ан­ской веры – вопло­ще­ние Божие, в котором с самого начала присут­ству­ют Крест и Воскре­се­ние. Неслу­чай­но празд­ник Рожде­ства Христо­ва имену­ет­ся Пасхой трехднев­ной. И наше духов­ное делание заклю­ча­ет­ся в следо­ва­нии Христу Богу. Даром Его мы призы­ва­ем­ся выйти из сна, выйти из тьмы, выйти из смерти. «Так посту­пай­те, – говорит апостол Павел, – зная время, что насту­пил уже час пробу­дить­ся нам от сна» (Рим. 13: 11). Сон означа­ет неверие в победу Божию – в воскре­се­ние. Может быть, эти люди не боятся, как те, кто смеялся в Афинском ареопа­ге над апосто­лом Павлом, когда он начал пропо­ве­до­вать о воскрес­шем Христе, сказать: «Об этом послу­ша­ем тебя в другой раз» – подождем, что будет завтра и после­зав­тра, но только не сегодня, а позднее.

В христи­ан­ской жизни каждый день имеет беско­неч­ное значе­ние. Время дается нам как возмож­ность приоб­щить­ся Христо­вой крест­ной любви, о которой возве­ща­ет Еванге­лие. Вы помните слова из «Песни Песней», так часто повто­ря­е­мые святыми отцами: «Я сплю, а сердце мое бдит». Это описа­ние посто­ян­но­го ожида­ния души прихода возлюб­лен­но­го Небес­но­го Жениха. А может быть, с душой проис­хо­дит такое: «Я спала, но вот, я пробу­ди­лась». Потому что она слышит, как стучит ее Возлюб­лен­ный. Пробуж­де­ние души связано с Его прихо­дом и с надеж­дой скоро услышать слово Христо­вой любви.

Смысл поста – угото­вить наше сердце к приходу Господа, чтобы Он мог войти в него Духом Святым

В течение поста мы будем прибли­жать­ся к Рожде­ству Христо­ву, к приходу Спаси­те­ля, к Превеч­но­му Слову, Которое рожда­ет­ся в челове­че­стве. Господь близ, Он уже стучит в дверь, и каждая душа, ищущая Бога, может подтвер­дить: «Я спала, но вот, я просну­лась». Смысл поста – угото­вить наше сердце к приходу Господа, чтобы Он мог войти в него Духом Святым. Бодрство­вать – значит стоять на страже сердца, всяче­ским хране­ни­ем, как говорят святые отцы, хранить его. Если мы не будем этого делать, в нем могут поселить­ся плохие чувства: зависть, злоба, гордость, нечисто­та и худшее. Каждый из нас знает по себе, как это проис­хо­дит, как мы оказы­ва­ем­ся порой безза­щит­ны­ми перед лицом этого мира, лежаще­го во зле. Бодрство­ва­ние заклю­ча­ет­ся в решимо­сти проти­во­сто­ять этим чувствам, как только они появля­ют­ся. Потому что существу­ет опасность, что с ними войдет в нас дух зла. В этом состоит духов­ная жизнь, здесь все ее трудно­сти.

И вот, когда мы пытаем­ся молить­ся, в уедине­нии или в храме, проти­во­стоя греху, мы замеча­ем, что на поверх­ность из глубины сердца выходят именно те воспо­ми­на­ния, от которых мы хотели бы избавить­ся: ссора с тем или иным челове­ком, трудность отноше­ний в семье или на работе. И мы видим, что то, что предла­га­ет нам Священ­ное Писание или богослу­же­ние, как будто не отвеча­ет нуждам, которые стали каждо­днев­ны­ми пробле­ма­ми нашего существо­ва­ния. Что нам делать? Уйти в эту отвле­чен­ную, оторван­ную, как нам кажется, от наших реаль­ных бед молитву, чтобы забыть о том, что волнует нас?

Но Рожде­ствен­ский пост – это бодрство­ва­ние. В течение поста Церковь сугубым образом откры­ва­ет нам тайну Христа. Наше прибли­же­ние к Его Рожде­ству должно воспри­ни­мать­ся нами как вхожде­ние Сына Божия в нашу жизнь, в наши сердца, потому что Он прихо­дит, чтобы встре­тить­ся с каждым из нас лично. Пророк Божий Малахия проро­че­ству­ет о том, что «Господь, Которо­го вы ищете, войдет в Свой Храм» (Мал. 3: 1). А апостол Павел уточня­ет: «Разве вы не знаете, что вы Храм Божий?» (1 Кор. 3: 16). Мы должны угото­вить путь Тому, Кто прихо­дит к нам, открыть нашу жизнь Тому, Кто хочет соделать Себе из нас Свое жилище, святи­ли­ще Божие. По этому пути Господь, Которо­го мы ищем, войдет в нас и будет пребы­вать в нас.

Только так мы можем участ­во­вать в празд­ни­ке тайны Рожде­ства. Не просто Рожде­ства Младен­ца в Вифле­е­ме, но Рожде­ства Бога в челове­че­стве, рожде­ния Божествен­ной жизни в каждом из нас.

Есть ли это место для Бога в челове­ке? Будет ли оно свобод­но, когда Христос Бог придет к нам? Труд покая­ния, хране­ния сердца, который мы должны взять на себя постом, имеет единствен­ной целью угото­вить жилище для Того, Кто грядет, стать храмами Божиими. Только тогда корень зла будет исторг­нут из нашей жизни, а с ним – все ядови­тые побеги злопа­мят­ства и нечисто­ты.

В это время мы должны учиться посто­ян­ной краткой молитве в течение дня

Церковь будет посто­ян­но напоми­нать нам, что в течение поста мы должны больше молить­ся и больше читать Священ­ное Писание. Святые отцы называ­ют бодрство­ва­ние хране­ни­ем слова Божия, которое мы услыша­ли, хране­ни­ем запове­дей Божиих, памято­ва­ние о них. И мы должны, особен­но в это время, учиться посто­ян­ной краткой молитве в течение дня – Иисусо­вой или мытаря – кто сколько может вместить. Все ли знают, что на каждый день, кроме субботы и воскре­се­нья, Церковь предла­га­ет нам семна­дца­тую кафизму, сто восем­на­дца­тый псалом – то, что читает­ся при отпева­нии или во время заупо­кой­ной всенощ­ной? Не потому ли, что память о смерти есть память о жизни истин­ной, пасхаль­ной – той, которую прино­сит нам Родив­ший­ся в Вифле­е­ме Христос? Хорошо, говорят святые отцы, соеди­нять нам чтение Псалти­ри с кратким призы­ва­ни­ем имени Божия. Между прочим, Псалтирь – это молитва среди Священ­но­го Писания, соеди­не­ние слова Божия и молитвы. Бог говорит, и святые отцы запове­ду­ют нам соеди­нить с нашим дыхани­ем имя Иисусо­во: «воздре­ма душа моя от уныния, утверди мя в слове­сех Твоих», «в сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе», «в запове­дех Твоих поучуся и уразу­мею пути Твоя», «сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправ­да­ни­ем Твоим научи мя».

Иначе говоря, не просто читать Священ­ное Писание, не просто повто­рять святые слова молитв, но войти внутри себя в то, что они содер­жат. Вкушать их, питать­ся ими, потому что они слаще меда, как говорит псалом. В них – имя Иисуса Сладчай­ше­го. Осталь­ное – в тайне Бога и сердца каждого челове­ка, сокро­вен­но прини­ма­ю­ще­го приход Христа.

Прото­и­е­рей Александр Шаргу­нов

26 ноября 2021 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *