Святейший Патриарх Кирилл поздравил верных чад Русской Церкви с праздником Христова Рождества

Рожде­ствен­ское посла­ние Святей­ше­го Патри­ар­ха Москов­ско­го и всея Руси КИРИЛЛА архипас­ты­рям, пасты­рям, диако­нам, монаше­ству­ю­щим и всем верным чадам Русской Право­слав­ной Церкви

Преосвя­щен­ные архипас­ты­ри, всечест­ные пресви­те­ры и диаконы, боголю­би­вые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Возда­вая хвалу в Троице слави­мо­му Богу и разде­ляя со всеми вами радость нынеш­не­го торже­ства, обраща­юсь к вам, право­слав­ным чадам нашей Церкви, прожи­ва­ю­щим как в России, так и в других странах пастыр­ской ответ­ствен­но­сти Москов­ско­го Патри­ар­ха­та, и сердеч­но поздрав­ляю с празд­ни­ком Рожде­ства Христо­ва — празд­ни­ком вопло­щен­ной любви Творца к Своему творе­нию, празд­ни­ком испол­не­ния обето­ва­ния о прише­ствии на землю Сына Божия, празд­ни­ком надежды на спасе­ние и вечную жизнь.

Велие и преслав­ное чудо совер­ши­ся днесь: Дева раждает и утроба не истле­ва­ет: Слово вопло­ща­ет­ся и Oтца не отлуча­ет­ся. Ангели с пастырь­ми славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир (стихира празд­ни­ка). Такими словами Церковь Христо­ва свиде­тель­ству­ет о таинствен­ном событии, которое произо­шло более двух тысяче­ле­тий назад в Вифле­ем­ской пещере и измени­ло весь дальней­ший ход мировой истории. С изумле­ни­ем и благо­го­ве­ни­ем мы прекло­ня­ем колена наших сердец перед этой непости­жи­мой челове­че­ским разумом тайной Божествен­но­го замысла о спасе­нии. С благо­да­ре­ни­ем прини­мая сей жертвен­ный дар Творца и Промыс­ли­те­ля, тако о нас изволив­ше­го, мы испове­ду­ем благо­дать, пропо­ве­ду­ем милость, не таим благо­де­я­ний (молитва великой агиасмы).

Что же нам, христи­а­нам XХI века, надле­жит делать, чтобы стать причаст­ни­ка­ми этого поисти­не бесцен­но­го благо­де­я­ния Божия и удосто­ить­ся Его Царства, угото­ван­но­го от созда­ния мира (Мф. 25:34)?

Все, что мы можем и должны сделать в своей жизни, — ответить на Его любовь взаим­но­стью. А это значит, верить и всецело доверять Богу, испол­нять евангель­ские запове­ди, уклонять­ся от зла и творить добро (Пс. 33:15), быть, по призыву Спаси­те­ля, светом миру и солью земли (Мф. 5:13–14).

Будучи наделен­ным свобод­ной волей и неотъ­ем­ле­мым правом выбора, любой человек может либо принять Христа, либо отверг­нуть Его, быть на стороне света — или погру­зить­ся во тьму греха, жить по совести — или по стихиям мира сего (Кол. 2:8), посред­ством добрых дел созидать в сердце своем рай — или, напро­тив, творя зло, уже здесь на земле испыты­вать адские муки. Другими словами, каждый из нас призван к радости и полноте жизни, говоря простым языком, к счастью, а оно — это важно созна­вать и понимать — невоз­мож­но без Бога, ибо Он — источ­ник жизни и всех благ, Он — Творец и Промыс­ли­тель, Он — любящий Отец, наш забот­ли­вый Помощ­ник и Покро­ви­тель. Обладая свобод­ной волей, человек может избрать жизнь и достичь богоупо­доб­ле­ния, но он также свобо­ден и в выборе для себя другой, безбож­ной и безбла­го­дат­ной жизни, ведущей к погибе­ли.

Вот почему Господь, Который создал нас, все же не спасает нас без нашего участия. В сопря­же­нии воли Божией, благой и совер­шен­ной (Рим. 12:2), с волей челове­че­ской, пусть несовер­шен­ной, но стремя­щей­ся к добру, — залог нашего успеш­но­го прохож­де­ния земного поприща. В конеч­ном итоге, вечная участь каждого челове­ка являет­ся продол­же­ни­ем того духов­но­го состо­я­ния, которое было свойствен­но ему в земной жизни.

Памятуя об этом, будем, по слову апосто­ла Павла, стремить­ся стяжать в себе любовь, радость, мир, долго­тер­пе­ние, благость, милосер­дие, веру, кротость, воздер­жа­ние (Гал. 5:22–23) и другие дары Духа. Будем делать все возмож­ное, чтобы оставать­ся нам христи­а­на­ми не только по имени, но и по образу жизни, по отноше­нию к родным и близким, к соработ­ни­кам и сослу­жив­цам, к каждому челове­ку, нужда­ю­ще­му­ся в нашей помощи и участии, сочув­ствии и поддерж­ке.

Во все дни, наипаче же в сей великий празд­ник, мы призва­ны усердно молить­ся о мире всего мира и благо­сто­я­нии святых Божиих Церквей, о недугу­ю­щих, страж­ду­щих, пленен­ных и о спасе­нии их. Значи­мость этих проше­ний ныне весьма актуаль­на, ибо силы зла, брани и разде­ле­ний хотящие, ополчи­лись на Право­сла­вие. Они сеют вражду и ненависть, исполь­зу­ют любые средства для вопло­ще­ния своих ковар­ных замыс­лов. Но мы верим и надеем­ся, что силой Божией все немощ­ные дерзо­сти демонов и их приспеш­ни­ков будут посрам­ле­ны. Так было не раз в прошлом, так будет и сейчас. Много­ве­ко­вой опыт Церкви убежда­ет нас в этом.

Особую благо­дар­ность выражаю всем, кто, совер­шая ныне пастыр­ское служе­ние в преде­лах Украины, порой с риском для жизни и здоро­вья продол­жа­ет хранить верность канони­че­ско­му Право­сла­вию, кто безбо­яз­нен­но идет по пути исповед­ни­че­ства, претер­пе­ва­ет поноше­ния и скорби за Христа и за Церковь. Таковым мужествен­ным защит­ни­кам и побор­ни­кам Истины да поможет Господь в испыта­ни­ях и да вменит страда­ния их в правед­ность.

Несмот­ря ни на что, духовно мы едины. Мы едины, ибо вышли из единой крещаль­ной купели. Мы едины, ибо совокуп­но являем полноту Единой, Святой Собор­ной и Апостоль­ской Церкви. Мы едины, ибо связаны нераз­рыв­ны­ми узами любви во Христе. Мы едины, ибо непре­лож­ны слова Спаси­те­ля, сказав­ше­го: «Я с вами во все дни до сконча­ния века» (Мф. 28:20). Посему нам, христи­а­нам, некого и нечего бояться, о чем и напоми­на­ет апостол Павел, воскли­цая: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Вдохнов­ля­ясь этим обето­ва­ни­ем, мы живем и созида­ем, боремся и побеж­да­ем именем Господ­ним, ибо, как пишет святой апостол Петр, нет другого имени под небом, данного челове­кам, которым надле­жа­ло бы нам спастись (Деян. 4:12). Не было, нет и не будет, свиде­тель­ству­ет Церковь.

Со времени прише­ствия на землю Господа и доныне всем верую­щим в Него дарова­на возмож­ность быть чадами Отца Небес­но­го, ибо, как утвер­жда­ет святой апостол Павел, теперь мы свои, а не чужие Богу (Еф. 2:19). И это означа­ет, что все мы — Его дети, а в Нем и через Него — родные и близкие друг другу.

В богослу­же­ни­ях и священ­но­дей­стви­ях Церкви, которая являет­ся местом встречи челове­ка со своим Созда­те­лем, нам приот­кры­ва­ет­ся завеса вечно­сти и уже здесь, на земле, дается предвку­ше­ние гряду­щей полноты бытия, когда, по слову Священ­но­го Писания, будет Бог всяче­ская во всех (1 Кор. 15:28), когда никто и ничто не сможет отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39), от радости общения с Ним, когда отрет Бог всякую слезу с очей челове­че­ских, и смерти не будет уже, ибо прежнее прошло (Откр. 21, 4).

Возве­щая людям благую весть о прише­ствии в мир Спаси­те­ля, Церковь, как чадолю­би­вая мать, всех призы­ва­ет уверо­вать во Христа и жить по Его завету, дабы стать наслед­ни­ка­ми вечного блажен­ства. Поисти­не Господь пришел на землю, чтобы нас возве­сти на небо. Он неизмен­но предла­га­ет людям следо­вать путем духовно-нравствен­но­го преоб­ра­же­ния, которое дости­га­ет­ся испол­не­ни­ем евангель­ских запове­дей, добро­воль­ным соработ­ни­че­ством челове­ка и Бога, содей­стви­ем Его благо­да­ти, ниспо­сы­ла­е­мой в Таинствах Церкви.

И если во взаимо­от­но­ше­ни­ях с людьми, в повсе­днев­ных делах и заботах мы научим­ся руковод­ство­вать­ся Божествен­ны­ми установ­ле­ни­я­ми, то многое изменит­ся не только в нас, но и вокруг нас: жизнь обретет подлин­ный смысл, напол­нит­ся насто­я­щей радостью и счастьем.

Будем же достой­ны христи­ан­ско­го звания и призва­ния. Будем идти по жизнен­но­му пути с твердой верой и непоко­ле­би­мой надеж­дой на помощь свыше, радуясь каждому новому дню и новой возмож­но­сти творить добрые дела, любя ближних и благо­да­ря Бога всегда и за все (Еф. 5, 20), Ему же подоба­ет всякая слава, честь и покло­не­ние во веки веков. Аминь.

С празд­ни­ком всех вас, мои дорогие, с Рожде­ством Христо­вым!

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ

Рожде­ство Христо­во 2024 / 2025 г.

Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *