Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4‑ю Великого поста после Литургии в главном храме Вооруженных сил РФ

3 апреля 2022 года, в Неделю 4‑ю Велико­го поста, день памяти препо­доб­но­го Иоанна Лествич­ни­ка, Святей­ший Патри­арх Москов­ский и всея Руси Кирилл совер­шил Литур­гию св. Василия Велико­го в Патри­ар­шем соборе в честь Воскре­се­ния Христо­ва — главном храме Воору­жен­ных сил Россий­ской Федера­ции. По оконча­нии Литур­гии Предсто­я­тель Русской Право­слав­ной Церкви обратил­ся к верую­щим с Перво­свя­ти­тель­ским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняш­нее воскре­се­нье на языке церков­но­го Устава имену­ет­ся неделей, в которую мы вспоми­на­ем замеча­тель­ные подвиги синай­ских отцов, и среди них — святого препо­доб­но­го Иоанна Лествич­ни­ка, который с 17 до 70 лет жил в монасты­ре на горе Синай. Жил уединен­но, пребы­вая в молитве, в посте, но одновре­мен­но внима­тель­но наблю­дал и за самим собой, за своим духов­ным состо­я­ни­ем, но также и за состо­я­ни­ем тех людей, с которы­ми ему прихо­ди­лось встре­чать­ся. Резуль­та­том этих наблю­де­ний, резуль­та­том молитв и поста явилась замеча­тель­ная книга, которую написал препо­доб­ный Иоанн. Он назвал ее «Лестни­ца» или, по-славян­ски, «Лестви­ца».

Куда же ведет эта лестни­ца? Лестни­цы всегда ведут вверх или вниз, то есть по верти­ка­ли. По лестни­це невоз­мож­но переме­щать­ся по горизон­та­ли — это инстру­мент, который помога­ет либо поднять­ся вверх, либо опустить­ся вниз. И вот святой препо­доб­ный Иоанн пишет о том, как нужно восхо­дить по жизнен­ной лестви­це, что нужно делать, чтобы человек с каждым шагом стано­вил­ся лучше, чище, умнее, прозор­ли­вей, как стяжать все то, что дает челове­ку подлин­ную силу.

Нам иногда кажется, что силу дают деньги. Действи­тель­но, деньги могут порой давать силу, а как кончи­лись деньги, то и сила кончи­лась. А иногда деньги закан­чи­ва­ют­ся при траги­че­ских обсто­я­тель­ствах, и человек в резуль­та­те больше страда­ет, чем радует­ся. Нельзя опирать­ся на деньги и богат­ства в надежде, что они помогут подни­мать­ся по лестни­це вверх. Если же мы создаем богат­ство внутри себя, если мы форми­ру­ем богатый внутрен­ний мир, который не подвла­стен внешним влияни­ям, то можно оставать­ся бедным, но быть богатым внутри. И сколько же таких замеча­тель­ных приме­ров извест­но! Многие из бедных матери­аль­но, но богатых внутренне людей стали, напри­мер, велики­ми учеными. Вспом­ним, что замеча­тель­ный ученый Ломоно­сов проис­хо­дил из поморов, жил в молодо­сти на севере, был совсем небога­тым челове­ком, но каких высот он достиг, став первым русским акаде­ми­ком, осново­по­лож­ни­ком россий­ской акаде­ми­че­ской школы!

Внутрен­няя сила челове­ка, даже при стеснен­ных внешних обсто­я­тель­ствах, толкает его вверх подобно водоро­ду, который подни­ма­ет предме­ты над землей, преодо­ле­вая земное тяготе­ние. Потому что водород — это легкий газ, и если напол­нить им какой-то объем, то этот объем устре­мит­ся кверху; а если объем очень большой, то он и груз с собой возьмет. Вот очень важно, чтобы человек в течение своей жизни напол­нял себя таким внутрен­ним содер­жа­ни­ем, которое посто­ян­но подни­ма­ет челове­ка вверх, дает ему силу — силу духа, силу разума, силу воли, силу чувств.

Может быть, кто-то скажет: а причем тут чувства? А чувства занима­ют очень важное место в челове­че­ской жизни. Самое великое и святое чувство, которым Бог одарил челове­ка, — это чувство любви. И мы знаем, какие чудеса творит это чувство, эта внутрен­няя сила. Жертвен­ная любовь матери к ребенку — такая, что мать может жизнь свою отдать, не задумы­ва­ясь, за дитя свое. А замеча­тель­ные пример союза мужчины и женщины, мужа и жены, которые создают сильную семью и на протя­же­нии десяти­ле­тий сохра­ня­ют любовь, преодо­ле­вая искуше­ния, — потому что сила чувств велика! И если мы говорим сегодня о духов­ных подви­гах, в том числе вспоми­ная синай­ских подвиж­ни­ков — Иоанна Лествич­ни­ка и прочих, — то ведь они через свои подвиги, через свое самоогра­ни­че­ние, через пост, через молитву дости­га­ли того, что стано­ви­лись очень сильны­ми, мудрыми, обрета­ли очень сильные чувства. Они любили окружа­ю­щий мир, любили людей такой любовью, что их сердце было открыто для всех. А если бы не было так, то никто бы на Синай не ездил, с тем чтобы прикос­нуть­ся к свято­сти. Никто ведь не прихо­дит за водой к пустому колодцу, и если не излива­ет­ся чувство любви вовне, то кто же пойдет к челове­ку, который говорит о любви, но на самом деле вовсе и не любит?

Святые отцы синай­ские, в том числе препо­доб­ный Иоанн Лествич­ник, учат нас тому, как можно стяжать великие духов­ные богат­ства, в том числе веру, надежду и самое великое богат­ство — любовь. Размыш­ляя над тем, как склады­ва­ет­ся жизнен­ный путь челове­ка, препо­доб­ный Иоанн и написал свою замеча­тель­ную книгу, назвав ее «Лестни­цей»: что и как человек должен делать, чтобы восхо­дить вверх, а не падать вниз, так чтобы в конце концов, на высших ступе­нях этой лестни­цы обрести веру, надежду и насто­я­щую любовь.

С чего же предла­га­ет начать препо­доб­ный Иоанн? Удиви­тель­но: с самого начала он говорит о суете. Суета — каждый из нас знает, что это такое. Суета — это погуб­лен­ное время. Суета погло­ща­ет наше внима­ние, наши ум, волю, чувства, а на выходе, как говорят инжене­ры, сигнала нет. Впустую прошло время — значит, просу­е­ти­лись, ничего не сделали. Нам только кажется, что делали, а делали то, что не имеет отноше­ния к восхож­де­нию челове­ка. И неслу­чай­но «Лестви­ца» начина­ет­ся именно с того, что препо­доб­ный Иоанн ограж­да­ет нас своими словами от суеты, от пустого время­пре­про­вож­де­ния. Ведь время — это величай­шая ценность. Когда мы говорим о времени величи­ной в жизнь, мы говорим: «Жизнь — это ценность». Но жизнь — это в первую очередь время, и жизнь может быть абсолют­но лишена ценно­сти, если время жизни ты погубишь, если не сдела­ешь главно­го, что должен был сделать, если это время пройдет в суете, пустоте, никчем­но­сти.

Препо­доб­ный Иоанн и помога­ет нам сегодня понять: для того чтобы восхо­дить вверх духовно, интел­лек­ту­аль­но, да и во всех иных отноше­ни­ях, первое, что нужно истре­бить из своей жизни, — это суета, пустое время­пре­про­вож­де­ние. Это не значит, что нужно, как теперь говорят, вкалы­вать все время. Совсем нет! Человек не может жить без отдыха. Несомнен­но, нужно работать, потому что все мы призва­ны к тому, чтобы трудить­ся; но должно быть и время отдыха, и оно должно быть посвя­ще­но, прежде всего, самому себе. Мы должны отдыхать так, чтобы в резуль­та­те отдыха укрепи­лись наши физиче­ские, духов­ные и интел­лек­ту­аль­ные силы. Если же этого не проис­хо­дит, значит, и отдыха не было, а была суета. А победа над суетой дает возмож­ность постро­ить правиль­ную систему коорди­нат, где непре­мен­но есть верти­каль­ное измере­ние. И для того чтобы замерить нашу способ­ность двигать­ся по верти­ка­ли, восхо­дить вверх, мы должны внима­тель­но наблю­дать за самими собой, за своими мыслями, за своими поступ­ка­ми. А если видим, что проис­хо­дя­щее с нами не имеет никако­го отноше­ния к нашему восхож­де­нию, значит, это та самая суета, о которой преду­пре­дил нас великий синай­ский старец.

Иоанн Лествич­ник действи­тель­но запечат­лел­ся в памяти всей Церкви как великий прови­дец. Тот, кто помог очень многим правиль­но постро­ить свою жизнен­ную траек­то­рию, которая должна непре­мен­но вести вверх — к небу, к звездам, к Богу, без Которо­го вообще не может быть ничего правиль­но­го и несует­ли­во­го.

Я очень радуюсь тому, что имел сегодня возмож­ность совер­шить Божествен­ную литур­гию в этом прекрас­ном храме, в присут­ствии наших военно­слу­жа­щих. Сегодня Отече­ство наше пережи­ва­ет непро­стое время. Сегодня вновь с наиме­но­ва­ни­ем «военный человек» связано пребы­ва­ние не только в мирном состо­я­нии, но также и пребы­ва­ние на поле брани. К счастью, Отече­ство наше не так часто сталки­ва­ет­ся с полем брани, но не иссяка­ет приход в Воору­жен­ные силы молодых людей, которые стремят­ся стать офице­ра­ми, которые стремят­ся посвя­тить свою жизнь защите Отече­ства. И если в мирное время это можно объяс­нить какими-то приви­ле­ги­я­ми или матери­аль­ны­ми сообра­же­ни­я­ми, то в военное время служба в Воору­жен­ных силах — это насто­я­щий подвиг, а именно такое время мы сейчас пережи­ва­ем. Служба требует готов­но­сти от каждого, кто принял присягу, защищать Родину, не жалея жизни своей; и поэтому сегодня особая молитва наша о Воору­жен­ных силах, о наших воинах, с которы­ми связы­ва­ет­ся надежда на безопас­ность, на свободу, на подлин­ную незави­си­мость нашей страны.

Сегодня слово «незави­си­мость» часто прила­га­ет­ся почти ко всем странам мира. Но это непра­виль­но, потому что большин­ство стран мира находят­ся сейчас под колос­саль­ным влияни­ем одной силы, которая сегодня, к сожале­нию, проти­во­сто­ит силе нашего народа. И поелику это так, поелику там большая сила, то и мы должны быть очень сильны­ми. Когда я говорю «мы», я имею в виду, в первую очередь, Воору­жен­ные силы — но не только. Весь наш народ сегодня должен проснуть­ся, встре­пе­нуть­ся, понять, что насту­пи­ло время особен­ное, от которо­го может зависеть истори­че­ская судьба нашего народа.

Именно поэтому я сегодня именно здесь, в этом храме, совер­шал Божествен­ную литур­гию — чтобы встре­тить­ся в первую очередь с предста­ви­те­ля­ми наших Воору­жен­ных сил, обратить­ся к ним, а через них — ко всей нашей армии, к флоту, ко всем защит­ни­кам Отече­ства, чтобы они созна­ва­ли истори­че­скую важность пережи­ва­е­мо­го момента. Еще и еще раз хочу сказать: мы миролю­би­вая страна и очень миролю­би­вый, много­стра­даль­ный народ, который постра­дал от войн так, как мало кто из европей­ских народов. У нас нет никако­го стрем­ле­ния к войне или к тому, чтобы делать нечто, что могло бы причи­нить вред другим. Но мы уж так воспи­та­ны всей нашей истори­ей, что любим свое Отече­ство и будем готовы защищать его так, как только русские могут защищать свою страну.

Когда я говорю эти слова, я вовсе не произ­но­шу какие-то пустые компли­мен­ты. Я оттал­ки­ва­юсь от истории нашего народа, от истории наших Воору­жен­ных сил. Ведь мы сломали хребет фашизму, который, несомнен­но, победил бы мир, если бы не Россия, если бы не подвиг нашего народа. Да поможет нам Господь и сегодня, чтобы мы, будучи мирными, миролю­би­вы­ми и скром­ны­ми людьми, были вместе с тем готовы — всегда и при любых обсто­я­тель­ствах — защитить свой родной дом.

Конечно, когда я говорю все это, я не перестаю чувство­вать тревогу за всех людей, которые живут в тех местах, где сегодня проис­хо­дят военные столк­но­ве­ния. Ведь все это — люди и народы Святой Руси, всё это наши братья и сестры. Но, как в средние века, желая ослабить Русь, разные силы сталки­ва­ли братьев друг с другом, погру­жая их в междо­усоб­ную брань, так проис­хо­дит и сегодня. А потому нужно сделать все, что мы  только можем сделать, чтобы прекра­ти­лось крово­про­ли­тие и чтобы не было опасно­сти междо­усоб­ной брани со всеми ее послед­стви­я­ми. Но при этом мы должны быть верны — когда я говорю «мы», я имею в виду, в первую очередь, военно­слу­жа­щих — своей присяге и готов­но­сти «душу свою положить за други своя», как свиде­тель­ству­ет о том слово Божие.

В память о пребы­ва­нии сегодня в этом храме я бы хотел препод­не­сти образ святого Феофана, Затвор­ни­ка Вышен­ско­го, с мощами. Скажу несколь­ко слов об этом челове­ке. Святи­тель Феофан жил сравни­тель­но недавно, в XIX веке. Был челове­ком высоко­об­ра­зо­ван­ным, прекрас­ным писате­лем, жил он в пустыни, в уедине­нии, но к нему обраща­лись люди за добрым советом, за молит­вой. а многие из тех, кто сопри­ка­сал­ся со святи­те­лем Феофа­ном, обрета­ли чудес­ную помощь. И я подумал, что было бы хорошо поместить его образ в этом храме, потому что этот угодник Божий отделен от нас совсем корот­ким, в истори­че­ском масшта­бе, време­нем. Пусть святи­тель Феофан молит­ва­ми своими перед лицом Божиим защища­ет и народ наш, и Церковь нашу.

Всех вас, мои дорогие — Преосвя­щен­ные владыки, отцы, братья, сестры, военно­слу­жа­щие, воена­чаль­ни­ки, молодежь наша, — я еще и еще раз сердеч­но привет­ствую и поздрав­ляю с этим воскрес­ным днем и желаю всем нам сохра­нить силу духа, способ­ность молить­ся и за Отече­ство, и за самих себя, способ­ность всегда сохра­нять внутрен­нюю силу, которая может транс­ли­ро­вать­ся в разные жизнен­ные ситуа­ции, в том числе умножая мощь наших Воору­жен­ных сил. Пусть Господь хранит землю нашу, Отече­ство наше на многая и благая лета! Аминь.

Пресс-служба Патри­ар­ха Москов­ско­го и всея Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *