Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 2‑ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя

20 марта 2022 года, в Неделю 2‑ю Велико­го поста, день памяти святи­те­ля Григо­рия Паламы, архиепи­ско­па Фесса­ло­нит­ско­го, Святей­ший Патри­арх Москов­ский и всея Руси Кирилл совер­шил Божествен­ную литур­гию в кафед­раль­ном собор­ном Храме Христа Спаси­те­ля г. Москвы. По оконча­нии богослу­же­ния Предсто­я­тель Русской Право­слав­ной Церкви обратил­ся к верую­щим с Перво­свя­ти­тель­ским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали Еванге­лие об исцеле­нии расслаб­лен­но­го (Мк. 2:1–12). Обычно, когда люди размыш­ля­ют над этим текстом и даже когда священ­ни­ки в этот день пропо­ве­ду­ют, акцент делает­ся на расслаб­лен­ном — на том, чья немощь была практи­че­ски несов­ме­сти­ма с какой-либо жизне­де­я­тель­но­стью, и, конечно, на Господе Иисусе Христе, Который сделал расслаб­лен­но­го здоро­вым и сильным челове­ком. Но нередко забыва­ют о других участ­ни­ках этого события, без которых оно бы не состо­я­лось, — о тех, кто принес расслаб­лен­но­го ко Спаси­те­лю. Ведь если бы не было этих добрых людей, если бы они не подняли расслаб­лен­но­го, если бы не принес­ли его, то не было бы и чуда, о котором повест­ву­ет Еванге­лие.

Нужно всегда помнить, что всякое великое дело, всякое чудо совер­ша­ет­ся силой Божествен­ной благо­да­ти. Нет подлин­ных чудес не от Бога. Но Господь, Сам явивший­ся в теле челове­че­ском, все делает для рода челове­че­ско­го как Богоче­ло­век, соеди­няя Божествен­ное и челове­че­ское, Божествен­ную благо­дать с челове­че­ской волей, с челове­че­ской энерги­ей. А без участия челове­ка и благо­дать Божия действо­вать не может. Вот и в этом случае — не было бы людей, которые принес­ли несчаст­но­го, не было бы и чуда.

А если посмот­реть на историю Церкви или, несколь­ко сузив масштаб, на историю нашей Русской Право­слав­ной Церкви, то сочета­ние Божествен­ной воли, Божествен­ной силы и воли челове­ка стано­вит­ся совер­шен­но очевид­но и ощутимо. Вспом­ним, напри­мер, страш­ное нашествие монголо-татар. Они покори­ли пол-Европы, так что Русь оказа­лась внутри огром­ной терри­то­рии, которую ордын­ский хан считал навеки своей, и не было никого, кто мог бы победить эту военно-полити­че­скую силу, контро­ли­ро­вав­шую необъ­ят­ные простран­ства Евразии. Но что же произо­шло? Препо­доб­ный Сергий, смирен­ный старец, благо­слов­ля­ет Дмитрия Донско­го, мужествен­но­го князя и воина, идти и дать бой этой непобе­ди­мой татаро-монголь­ской рати. Навер­ное, если бы ситуа­цию оцени­вал кто-то из совре­мен­ных анали­ти­ков, то он бы сказал так: «Ну что ж, благо­сло­вил на верную смерть». Потому что никаких шансов на победу не было — настоль­ко могуще­ствен­ной была армия оккупан­тов; но по молит­вам немощ­но­го, но святого старца, по молит­вам Церкви Дмитрий Донской одержи­ва­ет победу. И ведь одержи­ва­ет не чудом, не ангелы с мечами спусти­лись с неба, но одержи­ва­ет победу благо­да­ря мужеству, силе, смело­сти своего воинства, за которое молился святой старец Сергий, а вместе с ним — и вся Церковь.

А страш­ное Смутное время, когда народ впал в беспа­мят­ство, когда были потеря­ны все жизнен­ные ориен­ти­ры, так что страна была готова признать любого сильно­го внешне­го прави­те­ля, даже оккупан­та? Всерьез говори­ли о том, что надо польско­го короля привлечь на русский престол, и ведь значи­тель­ная часть русской аристо­кра­тии склоня­лась к такому решению пробле­мы! Стоят поляки в Москве, захва­ти­ли столицу — а, может быть, это не так уж плохо? Ведь они запад­ный, просве­щен­ный народ — стоит ли нам сопро­тив­лять­ся? Давайте пригла­сим Сигиз­мун­да на царство, или его сына Влади­сла­ва, и будут они править Русью, а мы будем жить в безопас­но­сти и мире с Европой!

Может быть, так бы и произо­шло, но был Патри­арх Гермо­ген, святой человек, который молился, чтобы Господь избавил от инопле­мен­но­го гнета Русскую Церковь и русский народ. И молит­вой этого челове­ка, приумно­жен­ной молит­ва­ми многих других людей, Господь не только избавил нашу страну от оккупа­ции, но и предот­вра­тил роковой разво­рот в истории нашего народа, который, несомнен­но, привел бы к цивили­за­ци­он­ным измене­ни­ям, страш­ным для нашей культу­ры и нашего самосо­зна­ния.

Перечень подоб­ных испыта­ний можно продол­жить. Произо­шло страш­ное событие на Руси — револю­ция, попытка смести всю духов­ную жизнь народа. И как новый гимн звучал: всё разру­шим, а затем… Что затем? Постро­им новый мир? А на каком фунда­мен­те? Разве можно постро­ить здание без фунда­мен­та? Снести легко, а вот постро­ить без фунда­мен­та новое здание невоз­мож­но. Но ведь взбудо­ра­жи­ли лжеучи­те­ля народ наш этой идеей до основа­ния всё разру­шить, а потом постро­ить новый мир, и Бог знает, что бы произо­шло, ведь в первую очередь удар наносил­ся по Русской Церкви как храни­тель­ни­це веры и нацио­наль­но­го самосо­зна­ния. Именно Церковь — в основе русской культу­ры, история Церкви — в сердце истории русско­го народа. И тогда Патри­арх Тихон при поддерж­ке духовен­ства и народа Божиего делает выбор в пользу сохра­не­ния Церкви и благо­че­стия. Его заклю­ча­ют в темницу, но он не отсту­па­ет от своей линии, и, хотя ему прихо­ди­лось находить слова, которые помеша­ли бы опустить­ся руке с занесен­ным над Церко­вью мечом, эти слова никогда не расхо­ди­лись с его совестью и совестью право­слав­но­го благо­че­сти­во­го народа.

Мы видим, как актуа­ли­зи­ру­ет­ся в нашей истории рассказ о парали­зо­ван­ном, которо­го люди принес­ли к Спаси­те­лю. Во всех этих истори­че­ских сюжетах, на которых я сегодня остано­вил­ся, несомнен­но присут­ство­ва­ла благо­дать Божия. Но ведь присут­ство­ва­ли и конкрет­ные люди, чьи имена мы вспоми­на­ли.

Вот и сегодня, когда Церковь наша пережи­ва­ет тяжелей­ший период, по крайней мере в новей­шей истории, когда многие силы пытают­ся разорвать единое тело нашей Церкви, когда тяжко страда­ют люди на Украин­ской земле, — мы должны, как препо­доб­ный Сергий, как Патри­арх Ермоген, как Патри­арх Тихон, в первую очередь молить­ся о духов­ном единстве насле­дия святого князя Влади­ми­ра. О том, чтобы, несмот­ря на полити­че­ские границы, которые пролег­ли на теле истори­че­ской Руси, народы, живущие на этой земле, всегда опозна­ва­ли друг в друге братьев и сестер, чтобы никогда не разру­ша­лась система общих ценно­стей, чтобы никогда не подни­мал­ся меч одного брата против другого.

Сегодняш­нее евангель­ское чтение о том, как люди принес­ли расслаб­лен­но­го к ногам Спаси­те­ля и Господь его исцелил, — не помога­ет ли нам понять, что́ есть Церковь Русская? Единая Церковь, вышед­шая из Киевской купели Креще­ния, которая и в России, и в Украине, и в Белару­си и еще во многих странах, — не подобна ли она тем, кто принес расслаб­лен­но­го ко Спаси­те­лю? Ведь кто-то должен молить­ся о едином народе нашем, которо­го желают сделать расслаб­лен­ным! Кто-то должен отста­и­вать Божию правду о том, что мы — действи­тель­но один народ, вышед­ший из Киевской купели Креще­ния! Знаю, как сейчас закри­чат там, на Украине, против­ни­ки этого народа: «Опять Патри­арх говорит о том, что мы единый народ». А Патри­арх иначе и говорить не может, потому что это есть истори­че­ская и Божия правда. И то, что мы сегодня живем в разных странах, не меняет этой истори­че­ской правды и изменить не может. Мы знаем, что и другие народы, в том числе в Европе, нередко долгое время жили в разных странах, но никогда не теряли своего общего нацио­наль­но­го самосо­зна­ния. А приме­ни­тель­но к нашему народу скажу: мы не теряли и единой право­слав­ной веры.

И да поможет нам Господь, как расслаб­лен­но­му, обрести силу, и пусть все те, кто уподоб­ля­ет­ся неизвест­ным людям, принес­шим расслаб­лен­но­го к ногам Спаси­те­ля, все те, кто сегодня готов работать для сохра­не­ния духов­но­го единства наших народов, для сохра­не­ния единства нашей Церкви, не колеб­лют­ся и не сомне­ва­ют­ся в правоте избран­но­го пути, как не колеба­лись те, кто принес расслаб­лен­но­го к ногам Спаси­те­ля. Пусть Господь хранит землю Русскую, народы, которые сегодня населя­ют эту землю, Россию, Украину, Беларусь, потому что всех нас, предста­ви­те­лей этих трех народов, связы­ва­ет также единая славян­ская культу­ра и практи­че­ски единая история. Дай нам Бог никогда не забывать о наших общих корнях, дай нам Бог всегда молить­ся друг за друга. И самая главная молитва должна быть о том, чтобы диавол не попустил того страш­но­го момента, когда брат подни­мет руку на брата. А потому мы все должны молить­ся за мир, за благо­сто­я­ние святых Божиих Церквей, за наш единый народ, который сегодня живет в разных странах, но который вышел из единой Киевской купели Креще­ния, который соеди­нен общно­стью веры и общно­стью истори­че­ской судьбы.

Молит­ва­ми святых угодни­ков Божиих, начиная с князя Влади­ми­ра, который стоит в начале всего сонма русских святых, княгини Ольги, благо­вер­ных Бориса и Глеба, препо­доб­ных Киево-Печер­ских и всех святых, которые включе­ны в дивную единую тради­цию Русско­го Право­сла­вия, да хранит Господь в духов­ном единстве народ наш и Церковь нашу, великую храни­тель­ни­цу духов­ной культу­ры и веры право­слав­ной, которая и сформи­ро­ва­ла единый народ единой Святой Руси.

Источ­ник: Москов­ский Патри­ар­хат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *