Ребенок напуган тревожными новостями. Как защитить его от стресса?

Психо­ло­ги отмеча­ют, что в XXI веке общий фон тревож­но­сти повысил­ся как у взрос­лых, так и у детей. Тем более это актуаль­но сейчас, на фоне гранди­оз­ных событий, меняю­щих прежний уклад жизни. Очень часто ребенок оказы­ва­ет­ся безза­щит­ным перед повышен­ным уровнем стресса. На помощь ему могут и должны прийти родите­ли. Как обезопа­сить своих детей, расска­зы­ва­ют педагог Татьяна Львовна Шишова и психо­лог Наталья Валерьев­на Мотева.

Как не передать свою тревожность ребенку?

Во-первых, нужно помнить: когда взрос­лые в присут­ствии ребенка обсуж­да­ют сложные темы, когда эти темы вызыва­ют споры, когда дома работа­ет телеви­зор, в котором говорят тревож­ны­ми голоса­ми, — всё это факторы стресса. Для малень­ких детей лучше, чтобы телеви­зор при них не работал, чтобы дома была спокой­ная, радост­ная обста­нов­ка.

Во-вторых, если ребенок задает вопросы (или не задает, но вы видите, что он в состо­я­нии стресса), необхо­дим довери­тель­ный разго­вор. Во время этого разго­во­ра родитель не должен позво­лять себе эмоций и сильных выраже­ний. Доверие вызыва­ет спокой­ный человек, потому что спокой­ствие — это признак силы. Дайте ребенку инфор­ма­цию в соответ­ствии с его возрас­том; не сочиняй­те небыли­цы для успоко­е­ния, а честно расска­жи­те, что проис­хо­дит и как вы это видите. Хорошо, когда родитель убежден в своей позиции; если же вы чувству­е­те себя неуве­рен­но, так и скажите: «Я сам пока не очень хорошо понимаю, но я сделаю всё, чтобы разобрать­ся».

В‑третьих, найдите то, на что вы можете опереть­ся в данный момент. Это может быть работа или повсе­днев­ные дела, или то, что требует вашего внима­ния именно сейчас. Размыш­лять о судьбах мира, преда­ва­ясь мрачным прогно­зам, — это и некон­струк­тив­но, и фактор тревоги для вас и ваших детей. Родитель­ская фигура для малень­ко­го ребенка являет­ся основой, и эта основа не должна шатать­ся, потому что с ней зашата­ет­ся весь детский мир.

Дети улавли­ва­ют тревож­ные вибра­ции не только из разго­во­ров взрос­лых, но из общей атмосфе­ры, поэтому, если вы очевид­но беспо­ко­и­тесь, надо сказать: «Я беспо­ко­юсь вот по такой причине». Без пугаю­щих подроб­но­стей, кратко, просты­ми словами. А потом расска­жи­те, что вы плани­ру­е­те делать: решать повсе­днев­ные задачи, продол­жать жить. Поста­рай­тесь найти то хорошее, что есть в вашей жизни, и сосре­до­точь­те на этом внима­ние вашего ребенка. 

Как помочь ребенку справиться с тревожностью?

Делать это нужно по-разному в зависи­мо­сти от возрас­та ребенка. С малыша­ми нужно действо­вать иначе, чем с подрост­ка­ми — не только в силу возраст­ных особен­но­стей психики, но и потому, что жизнь малень­ко­го ребенка родите­ли способ­ны контро­ли­ро­вать полно­стью, а подрост­ка — лишь частич­но.

Что надо делать, чтобы снизить тревожность малыша?

Малень­кие дети легко отвле­ка­ют­ся: займите ребенка интерес­ны­ми детски­ми играми, это даст необхо­ди­мую психо­ло­ги­че­скую разгруз­ку. Помните фильм «Жизнь прекрас­на» Роберто Бениньи? Там папа, оказав­шись с сыном в концла­ге­ре, убеждал его, что они играют в такую игру — это помогло мальчи­ку пережить ужасы концла­ге­ря. Поста­рай­тесь участ­во­вать в игровом процес­се со своими детьми; такой процесс создает им подушку психо­ло­ги­че­ской безопас­но­сти.

Ребенок напуган тревожными новостями. Как защитить его от стресса?

Расска­зав о том, что проис­хо­дит (как вы это видите), переклю­чи­те внима­ние ребенка на позитив­ные аспекты. Жизнь не бывает ровной и гладкой, но всегда меняет­ся от худшего к лучшему. Закон­чи­те диалог, предло­жив ребенку занять­ся привыч­ным делом: погулять, вместе приго­то­вить еду, занять­ся рукоде­ли­ем и тому подоб­ное. Подчер­ки­вая, что продол­жа­ет­ся обычная жизнь, вы снижа­е­те уровень тревож­но­сти и у ребенка, и у себя.

Основ­ные советы:

  1. Отвечай­те на вопросы просты­ми словами, без пугаю­щих подроб­но­стей.
  2. Посто­ян­но напоми­най­те детям, что они находят­ся в безопас­но­сти.
  3. По возмож­но­сти совер­шай­те обычные действия, соблю­дай­те режим дня.
  4. Не разлу­чай­те детей с привыч­ным окруже­ни­ем.
  5. Будьте терпе­ли­вы, если дети возвра­ща­ют­ся к поведе­нию, прису­ще­му более младше­му возрас­ту.
  6. По возмож­но­сти создай­те условия для игр и отдыха.

Что надо делать, чтобы снизить тревожность подростка?

Подрост­ки получа­ют инфор­ма­цию незави­си­мо от взрос­лых. Это не малень­кие дети, которые не умеют читать и основ­ным источ­ни­ком инфор­ма­ции для которых являют­ся родите­ли. Подрост­ки сидят в социаль­ных сетях, много общают­ся. Это общение тоже может стать источ­ни­ком повышен­ной тревож­но­сти, с которой подро­сток попыта­ет­ся справить­ся, совер­шая необду­ман­ные поступ­ки.

Общение со сверст­ни­ка­ми — это возраст­ная особен­ность подрост­ков, их ведущая деятель­ность. Запре­тить эту деятель­ность невоз­мож­но, такой запрет будет иметь разру­ши­тель­ные послед­ствия и для психики ребенка, и для отноше­ний внутри семьи. Но родитель может и должен четко обозна­чить свою позицию, и в этом случае тоже очень важна искрен­ность. «Я считаю, что хороший человек должен вести себя вот так, а так не должен. Мне самому не всегда удается посту­пать правиль­но, но все-таки я считаю это важным».

Можно приве­сти примеры из фильмов, которые подро­сток знает. Подели­тесь с ним своими страха­ми: расска­жи­те, что может произой­ти, когда детьми манипу­ли­ру­ют чужие люди. Объяс­ни­те возмож­ные послед­ствия необду­ман­ных и эмоци­о­наль­ных действий. Большин­ство подрост­ков — пасси­о­на­рии, они исполь­зу­ют избыточ­ную энергию в том числе для преодо­ле­ния собствен­ной тревож­но­сти. И тут важно показать, что существу­ют разные пути решения, что есть разум­ные выходы из сложив­ших­ся ситуа­ций.

Стиль поведе­ния взрос­лые должны выбрать, исходя из особен­но­стей харак­те­ра сына или дочери. Если ребенок ранимый, боязли­вый, необхо­ди­мо создать у него ощуще­ние безопас­но­сти. И здесь работа­ет тот же принцип, что и с детьми младше­го возрас­та: как можно доверять тому, кто сам плохо себя чувству­ет? Как можно ощущать себя в безопас­но­сти с тем, кто сам живет в опасе­ни­ях? Вообще, людям очень важно жить с ощуще­ни­ем, что они под защитой — не только детям, но и взрос­лым. Если ребенок актив­ный, энергич­ный, если не может усидеть на месте, покажи­те ему способы исполь­зо­вать свою энергию в позитив­ных целях (напри­мер, помогать тем, кто страда­ет, кто нужда­ет­ся в поддерж­ке — среди родствен­ни­ков, знако­мых, друзей).

Ребенок напуган тревожными новостями. Как защитить его от стресса?

Итак, чтобы снизить тревож­ность у подрост­ков:

  1. Помоги­те им занимать­ся привыч­ны­ми делами.
  2. Объяс­ни­те им, что проис­хо­дит в насто­я­щий момент.
  3. Выслу­шай­те их сообра­же­ния и страхи без осужде­ния и оценок.
  4. Не запре­щай­те им испыты­вать разные эмоции, но помоги­те справить­ся с ними.
  5. Четко опреде­ли­те правила поведе­ния и объяс­ни­те, чего вы ждете от них.
  6. Поддер­жи­те их, обсуди­те, как лучше посту­пить в той или иной ситуа­ции.

Чего делать не надо?

Чтобы успоко­ить кого-то, нужно сначала успоко­ить­ся самому. Что точно не надо делать: беско­неч­но прове­рять ленту новостей. Эмоци­о­наль­но реаги­ро­вать на прочи­тан­ное. Верить на слово всему, что пишут: часто инфор­ма­ция через день-два получа­ет опровер­же­ние, а у вас уровень корти­зо­ла уже повысил­ся. По возмож­но­сти исклю­чи­те из сферы своего внима­ния те события, которые вы не можете контро­ли­ро­вать. То, что должно произой­ти, — произой­дет, вам же нужно сохра­нить себя для дальней­шей жизни. Если вы падете жертвой нервно­го срыва, на мировую полити­ку это никак не повли­я­ет. Ваша задача — сохра­нить мир и покой в своей семье. Это подвласт­но вашему контро­лю; эту задачу и решайте.

Как снизить уровень тревоги у себя?

Тут, как в самоле­те, работа­ет принцип «Сначала надень­те маску на себя, потом на ребенка». Важно понимать, что есть два вида тревоги: фоновая и ситуа­тив­ная. Фоновая тревога необхо­ди­ма, чтобы воспри­ни­мать сигналы окружа­ю­щей среды как опасные и безопас­ные. Ситуа­тив­ная — это пик тревоги, паниче­ская атака. В кризис­ное время фоновая тревога — состо­я­ние волне­ния, беспо­кой­ства — часто сопро­вож­да­ет­ся физиче­ски­ми симпто­ма­ми, поэтому справить­ся с ней поможет физиче­ская актив­ность. Необхо­ди­мо переклю­чить задей­ство­ван­ные при тревоге участки мозга: сделать уборку, выйти на пробеж­ку, даже занятие рукоде­ли­ем поможет прервать тревож­ный цикл. Душ, ванна, массаж, приго­тов­ле­ние еды — все, что задей­ству­ет физиче­ские ощуще­ния. Психо­ги­ги­е­на тоже важна: прове­ряй­те новости не каждые пять минут, и даже не каждый час, а два раза в день, утром и вечером. Получа­са доста­точ­но, чтобы узнать все самое важное.

В ситуа­тив­ной, пиковой тревоге хорошо помога­ет дыхатель­ная практи­ка. Вдох должен быть на один счет короче, чем выдох: вдох на три счета, выдох на четыре. Человек не может думать две мысли сразу, и, когда вы будете считать, норма­ли­зуя дыхание, прочим мыслям не останет­ся места в вашей голове. Также помните, что состо­я­ния острой тревоги длятся не больше 20–30 минут.

Задей­ствуй­те органы чувств. Зрение: найдите вокруг себя пять предме­тов красно­го цвета. Слух: услышь­те рядом с собой (или внутри себя) четыре разных звука. Три тактиль­ных ощуще­ния: напри­мер, как одежда сопри­ка­са­ет­ся с телом и какой мягкий подо мной диван (или твердый стул). Запах: почув­ствуй­те два разных запаха. И один какой-нибудь вкус — съешьте что-то или представь­те вкус чего-то. Эта техника также поможет справить­ся с сильной трево­гой.

И главное: позволь­те себе трево­жить­ся. Не обвиняй­те себя в слабо­сти, не пытай­тесь мгновен­но успоко­ить­ся. Ваша тревога — естествен­ное чувство, вы имеете на нее полное право. Тем не менее вы в значи­тель­ной мере способ­ны управ­лять своим состо­я­ни­ем. Скажите себе, что сдела­е­те то, что реально от вас зависит. Тогда вы сможете помочь и себе, и своим детям.

Подго­то­ви­ла Анна Берсе­не­ва-Шанке­вич

Источ­ник: Журнал “Фома”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *