Правда ли, что после Таинства Соборования человек вскоре умирает?

Нет. Представ­ле­ние о том, что соборо­ва­ние — семикрат­ное помаза­ние освящен­ным маслом — совер­ша­ет­ся над тяжело больным челове­ком в преддве­рии его возмож­ной кончины сформи­ро­ва­лось с течени­ем времени и не соответ­ству­ет изначаль­но­му смыслу таинства. Послед­нее имеет евангель­ское проис­хож­де­ние, т. е. было установ­ле­но Самим Госпо­дом Иисусом Христом, и изначаль­но совер­ша­лось над больны­ми людьми для их исцеле­ния. Из Еванге­лия от Марка мы узнаем, что апосто­лы, будучи посланы Христом для благо­вест­во­ва­ния, пошли и пропо­ве­до­ва­ли покая­ние; изгоня­ли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеля­ли (Мк 6:12–13). А апостол Иаков дает конкрет­ную инструк­цию, что нужно делать в случае болезни: Болен ли кто из вас, пусть призо­вет пресви­те­ров Церкви, и пусть помолят­ся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит боляще­го, и восста­вит его Господь; и если он соделал грехи, простят­ся ему (Иак 5:14–15). Кстати, этому отрывку таинство Соборо­ва­ния обязано своим назва­ни­ем — апостол указы­ва­ет, что таинство совер­ша­ет­ся несколь­ки­ми священ­ни­ка­ми, т. е. соборно. Другое его назва­ние — елеосвя­ще­ние, от грече­ско­го слова елей, т. е. масло.

Чин таинства Соборо­ва­ния разви­вал­ся посте­пен­но. В первые века он представ­лял собой благо­сло­ве­ние масла с чтением специ­аль­ной молитвы и его после­ду­ю­щее исполь­зо­ва­ние для помаза­ния больных. Понача­лу таинство совер­ша­лось на дому, куда по просьбе боляще­го прихо­ди­ли священ­ни­ки. Однако с VI века его совер­ше­ние переме­ща­ет­ся в храмы, а чинопо­сле­до­ва­ние услож­ня­ет­ся, в него входят другие молит­во­сло­вия, а также чтения из апостоль­ских посла­ний и Еванге­лия. Наконец, к XV веку богослу­жеб­ный чин Соборо­ва­ния сформи­ро­вал­ся в привыч­ном нам виде.

Откуда же взялось мнение, что соборо­ва­ние совер­ша­ет­ся только перед смертью? Судя по всему, оно имеет запад­ное проис­хож­де­ние. Вплоть до Второго Ватикан­ско­го Собора (1962–1965) в Католи­че­ской Церкви Соборо­ва­ние называ­лось Extrema Unctio, или «послед­нее помаза­ние», посколь­ку занима­ло послед­нее место в перечне других помаза­ний, совер­ша­е­мых, напри­мер, во время креще­ния или при рукопо­ло­же­нии в священ­ный сан. Однако неоспо­рим и тот факт, что уже в Средние века Соборо­ва­ние в Запад­ной Церкви совер­ша­лось главным образом над умира­ю­щи­ми. Оконча­тель­но Соборо­ва­ние превра­ща­ет­ся в Католи­че­ской Церкви в таинство для находя­щих­ся при смерти к XIII веку, о чем говорит распро­стра­нив­ше­е­ся в это время еще одно его назва­ние — sacramentum exeuntium, т. е. «таинство умира­ю­щих. Из запад­ной тради­ции назва­ние «послед­нее помаза­ние» приме­ни­тель­но к Соборо­ва­нию в XVII–XVIII веках прони­ка­ет в Русскую Церковь. Очевид­но, в это время форми­ру­ет­ся и соответ­ству­ю­щее искажен­ное представ­ле­ние о том, когда и над кем оно совер­ша­ет­ся. Только в XIX веке, по насто­я­нию святи­те­ля Филаре­та (Дроздо­ва), это назва­ние было выведе­но из офици­аль­но­го церков­но­го употреб­ле­ния как несоот­вет­ству­ю­щее духу таинства. Однако в народе представ­ле­ние о соборо­ва­нии как предсмерт­ном напут­ствии сохра­ни­лось.

Сегодня в Русской Право­слав­ной Церкви существу­ет тради­ция совер­шать соборо­ва­ние Великим постом над всеми желаю­щи­ми. Это связано с тем, что само таинство носит покаян­ный харак­тер, и с верой, что в нем челове­ку проща­ют­ся грехи — те, которые он не замеча­ет или о которых попро­сту забыл. Услови­ем проще­ния высту­па­ет наше искрен­нее покая­ние. Также в таинстве Соборо­ва­ния мы молимся об исцеле­нии от болез­ней. При помаза­нии тела больно­го маслом священ­ник призы­ва­ет благо­дать Божию, исцеля­ю­щую душев­ные и телес­ные немощи. Исцеле­ния действи­тель­но проис­хо­дят, о чем есть множе­ство свиде­тельств. Однако следует помнить, что соборо­ва­ние — не проце­ду­ра, автома­ти­че­ски дающая стопро­цент­ную гаран­тию выздо­ров­ле­ния. Исцеле­ние в таинстве Соборо­ва­ния — это свобод­ный дар Бога в ответ на искрен­нее обраще­ние к нему челове­ка, а не неизбеж­ный резуль­тат каких-то внешних действий.

Источ­ник: Журнал “Фома”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *