Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

27 сентяб­ря 2022 года, в празд­ник Воздви­же­ния Честно­го и Животво­ря­ще­го Креста Господ­ня, Святей­ший Патри­арх Москов­ский и всея Руси Кирилл совер­шил Божествен­ную литур­гию в кафед­раль­ном собор­ном Храме Христа Спаси­те­ля в Москве. По оконча­нии богослу­же­ния Предсто­я­тель Русской Церкви произ­нес пропо­ведь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест для погиба­ю­щих — юродство, а для спаса­е­мых — сила Божия», — вот чему учит нас сегодня Священ­ное Писание. Юродство — это славян­ское слово, а русское слово, ему соответ­ству­ю­щее, — «безумие». И что же получа­ет­ся, если переве­сти на наш совре­мен­ный язык? «Крест для погиба­ю­щих — безумие, а для спаса­е­мых — сила Божия».

А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страда­ний, мучений и смерти. И как же эти страш­ные явления могут быть привле­ка­тель­ны для челове­ка, как они могут опреде­лять в положи­тель­ном направ­ле­нии жизнь челове­ка? И те, кто не понима­ет смысл страда­ний Господа на Кресте, — кто и в древно­сти не понимал, да и сегодня не понима­ет, — просто отмахи­ва­ют­ся от этого величай­ше­го откро­ве­ния Нового Завета.

Почему же мы не отмахи­ва­ем­ся? Почему мы согла­ша­ем­ся с тем, что крест принес не только страда­ния, но через страда­ния принес спасе­ние? Потому что на кресте были явлены величай­шие челове­че­ские чувства, и в таком глобаль­ном масшта­бе, который ни в одной челове­че­ской лично­сти осуще­ствить невоз­мож­но. Что же это за чувства, что за прояв­ле­ния челове­че­ской души? Это жертвен­ность и любовь. И если опреде­лить апогей разви­тия способ­но­сти челове­ка жертво­вать и любить, то этим апогеем будет Голгоф­ская Жертва.

Конечно, челове­че­ский опыт жертвен­но­сти и любви не может дости­гать того самого спаси­тель­но­го апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спаси­те­ля обозна­ча­ет ориен­тир, некое направ­ле­ние движе­ния. Через Крест Христов мы осозна­ем, что жертвен­ность и любовь являют­ся величай­ши­ми ценно­стя­ми для челове­ка, для полноты его жизни. И одновре­мен­но это величай­шие добро­де­те­ли, которые оправ­ды­ва­ют челове­ка пред Богом, через которые человек искуп­ля­ет свои грехи.

Мы знаем, что Жертва Голгоф­ская была жертвой искуп­ле­ния. Господь принял эти страш­ные мучения, чтобы искупить пред Божествен­ным право­су­ди­ем все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невоз­мож­но сравнить с тем, что совер­шил Спаси­тель. Но в масшта­бах наших челове­че­ских возмож­но­стей, в масшта­бах лично­сти каждого жертвен­ность и любовь являют­ся действи­тель­но апогеем духов­ной жизни.

А что проис­хо­дит, если мы отмахи­ва­ем­ся от этих ценно­стей? В самом деле, почему я должен жертво­вать чем-то ради другого челове­ка? Человек, отрица­ю­щий значе­ние жертвен­но­сти, может приве­сти множе­ство подоб­ных утили­тар­ных аргумен­тов. Зачем мне чем-то жертво­вать, во имя чего? Но сегодняш­ний день может научить всех, даже тех, кто принци­пи­аль­но отрица­ет возмож­ность прине­сти в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих матери­аль­ных возмож­но­стей. Сегодняш­ний день может убедить отрица­ю­ще­го необхо­ди­мость жертвы в том, что жертва прино­сит челове­ку спасе­ние. А синони­мом спасе­ния на обычном нашем языке являет­ся слово «счастье».

Вот если мы будем способ­ны сопря­гать жертвен­ность со счастьем, то изменят­ся, радикаль­но изменят­ся челове­че­ские отноше­ния. Потому что челове­ку всегда хочется что-то получить. Сделал работу — получить деньги, трудишь­ся хорошо — получить повыше­ние по карьер­ной лестни­це; да мало ли какие ценно­сти для нас привле­ка­тель­ны, так что ради них мы готовы и трудить­ся, и даже жертво­вать! И ведь так и проис­хо­дит в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудит­ся, теряет свое время, иногда даже рискует здоро­вьем, но в ответ на это получа­ет и матери­аль­ное поощре­ние, и продви­же­ние по службе.

Ну, а как же посту­пать в духов­ной жизни? Сегодняш­ний день помога­ет нам понять, что когда мы прино­сим себя в жертву, когда мы разде­ля­ем с другими свое время, свои матери­аль­ные возмож­но­сти, свою любовь — искренне, не конъюнк­тур­но, не по необхо­ди­мо­сти, а от сердца, — тогда мы обрета­ем великий Божий дар. Мы стано­вим­ся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руковод­ству­ет­ся челове­че­ское общество, предпо­ла­га­ет, что преступ­ник должен искупить свою вину, и таким искуп­ле­ни­ем чаще всего являет­ся тюрем­ное заклю­че­ние. А как мы можем искупить нашу вину в течение нашей земной жизни, чтобы пред Богом не предстать с нашей виной? Нашим искуп­ле­ни­ем здесь и являет­ся жертвен­ность, жертвен­ная любовь, помощь тем, кто страда­ет. И не для того чтобы отметить­ся перед телека­ме­ра­ми, или чтобы про тебя в газетах написа­ли, а так, тихонеч­ко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и посту­па­ют. Ко мне стека­ет­ся инфор­ма­ция, которая не попада­ет в обществен­ное простран­ство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действи­тель­но поража­ешь­ся жертвен­но­сти, являе­мой многими и многими нашими сограж­да­на­ми. Особен­но сейчас, когда такая непро­стая ситуа­ция на Украине, когда, защищая все наше истори­че­ское Отече­ство — и Россию, и Украину, — воины наши жертву­ют здоро­вьем и жизнью, как важно, чтобы и весь народ наш был спосо­бен жертво­вать во имя Христо­во ради всех тех, кто нужда­ет­ся, кто не словес­но, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну, а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу…». А тут надо помолить­ся, чтобы Господь открыл наши очи духов­ные, так чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Господь всегда откры­ва­ет­ся самым неожи­дан­ным образом и дает возмож­ность проявить свою любовь, свою жертвен­ность, с тем чтобы прине­сти жертву в первую очередь Ему, а через эту жертву получить проще­ние грехов и радость душев­ную.

Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особен­но должны задавать себе этот судьбо­нос­ный вопрос: «А что я делаю?» Потому что проис­хо­дя­щее сегодня на просто­рах Святой Руси, конечно, омрача­ет сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страда­ни­ем и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патри­ар­хом не только Москов­ским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдет эта напасть, что она не подорвет тех глубин­ных основ нашего совмест­но­го бытия, которые сохра­ня­ют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь прикло­нит милость и прекра­тит­ся междо­усоб­ная брань. И там, где сегодня недоуме­ние, страда­ния и скорбь, должна явиться наша челове­че­ская любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живет в России и на Украине, к тем, кто живет в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непро­стое время всех нас укрепит в вере и благо­че­стии. В первую очередь обраща­юсь сейчас к тем право­слав­ным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году, и этого доста­точ­но. А другие говорят: в пост надо посетить храм, прича­стить­ся, и доста­точ­но. Третьи говорят: доста­точ­но одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскрес­ный день дается нам для того, чтобы мы посвя­ща­ли его Богу. А кто не желает отдать Богу часть воскрес­но­го дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телеви­зор посмот­рит, погуля­ет, в гости пойдет, — тот глубоко ошиба­ет­ся. «День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это значит, что воскрес­ный день должен начинать­ся с молитвы. Но если по каким-то обсто­я­тель­ствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обсто­я­тель­ства надума­ны), то по крайней мере в утрен­ние часы нужно помолить­ся вместе со своей семьей, испро­сить у Господа проще­ния за то, что в этот день в храм не пришел. Всё это сейчас так важно, мои дорогие!

Мои родите­ли пережи­ли ленин­град­скую блокаду, и они расска­зы­ва­ли мне о том, как напол­ня­лись в Ленин­гра­де Божии храмы, как люди голод­ные, почти умира­ю­щие, стека­лись в храмы, несмот­ря на обстре­лы, несмот­ря на ослаб­ле­ние всех физиче­ских сил. Храмы Ленин­гра­да во время блокады были перепол­не­ны, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравни­вать нынеш­ние времена с тем, что пережи­ли ленин­град­цы в тяжелей­шие годы блокады, но в ведь в каком-то смысле и сегодня насту­пи­ло судьбо­нос­ное время! Потому что многие восста­ют на Русь, и у многих голова закру­жи­лась в желании погубить Русь, ее самобыт­ность, ее незави­си­мость, ее свободу. И сегодня мы должны особен­но укрепить себя в вере, напол­нить наши храмы, молить­ся за власти, за воинство, за своих родных, близких, молить­ся за Церковь Право­слав­ную, которая в этих тяжелей­ших услови­ях сохра­ня­ет духов­ное единство Святой Руси.

И да поможет нам Господь! Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбо­нос­но­го времени, а в судьбо­нос­ное время следует обновить нашу веру, обост­рить наше созна­ние и нашу память, посмот­реть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотре­ли без особого внима­ния и особой заботы. Тогда наша духов­ная мобили­за­ция, к которой я сейчас всех призы­ваю, поможет и мобили­за­ции всех сил нашего Отече­ства. И она, несомнен­но, поможет в конце концов полному прими­ре­нию России и Украины, которые состав­ля­ют единое простран­ство Русской Право­слав­ной Церкви.

Можете себе предста­вить состо­я­ние меня как Патри­ар­ха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Навер­ное, кто-то из носите­лей крайних полити­че­ских взгля­дов скажет: вот, пропо­ве­ду­ет пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свиде­тель­ствую о нашем общем долге пред Богом — молить­ся о прекра­ще­нии междо­усоб­ной брани, делать все для того, чтобы восста­но­ви­лись братские отноше­ния двух частей единой Руси, и молить­ся еще и о том, чтобы Господь избавил, особен­но нашу молодежь, от того, чтобы жизнь их пресек­лась в этой междо­усоб­ной брани. А для того чтобы было так, надо, надо чтобы брань прекра­ти­лась.

И да помога­ет нам Господь, святые угодни­ки единой Руси, препо­доб­ные Киево-Печер­ские и препо­доб­ные отцы много­чис­лен­ных обите­лей, включая Троице-Серги­е­ву лавру, на просто­рах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь и их душа сегодня скорбит и страда­ет по поводу того, что проис­хо­дит. И будем надеять­ся, что общими усили­я­ми, без того чтобы идти по пути опасных компро­мис­сов, могущих навре­дить единой Руси, мы все одновре­мен­но двига­лись по пути прими­ре­ния и восста­нов­ле­ния того духов­но­го единства, которое было сформи­ро­ва­но в недрах единой Русской Право­слав­ной Церкви.

Пусть благо­сло­ве­ние Божие пребы­ва­ет над всей Святой Русью, над началь­ству­ю­щи­ми, над духов­ны­ми руково­ди­те­ля­ми, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благо­по­луч­ный исход нынеш­не­го весьма опасно­го столк­но­ве­ния двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укреп­ля­ет в вере, любви, едино­мыс­лии. Аминь.

Источ­ник: Пресс-служба Патри­ар­ха Москов­ско­го и всея Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *