Патриаршая проповедь в Неделю 15‑ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

25 сентяб­ря 2022 года, в Неделю 15‑ю по Пятиде­сят­ни­це, пред Воздви­же­ни­ем, день отдания празд­ни­ка Рожде­ства Пресвя­той Богоро­ди­цы, Святей­ший Патри­арх Москов­ский и всея Руси Кирилл совер­шил Божествен­ную литур­гию в храме благо­вер­но­го князя Александра Невско­го в одноимен­ном скиту близ Передел­ки­на. По оконча­нии Литур­гии Предсто­я­тель Русской Право­слав­ной Церкви произ­нес пропо­ведь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ибо так возлю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего едино­род­но­го (Ин. 3:16).Отдал на что? На смерть! Едино­род­но­го Сына, Божествен­но­го Сына! И почему же потре­бо­ва­лась эта страш­ная божествен­ная Жертва, масшта­бы которой и значе­ние которой невоз­мож­но челове­че­ским умом охватить? Всемо­гу­щий Бог отдает Самого Себя на казнь, которой казнили преступ­ни­ков, изгоев челове­че­ско­го общества, действи­тель­но совер­шив­ших страш­ные, опасные преступ­ле­ния.

Когда задумы­ва­ешь­ся об этой неизре­чен­ной божествен­ной Жертве, трудно челове­че­ским умом охватить весь божествен­ный замысел. Но совер­шен­но очевид­но, что Господь отдает Себя, по-челове­че­ски страда­ет и умирает не для чего-то, что было бы для нас совер­шен­но не понятно и присуще только Ему, имеюще­му необъ­ят­ное знание о Себе Самом. Он дает нам возмож­ность понять, что если Бог в Сыне Своем отдает Свою челове­че­скую жизнь ради других людей, ради рода челове­че­ско­го, значит жертвен­ность есть высочай­шее прояв­ле­ние любви челове­ка к своим ближним. Жертвен­ность есть величай­шее прояв­ле­ние лучших челове­че­ских качеств.

Мы знаем, что сегодня многие погиба­ют на полях междо­усоб­ной брани. Церковь молится о том, чтобы брань сия закон­чи­лась как можно быстрее, чтобы как можно меньше братьев убили друг друга в этой брато­убий­ствен­ной войне. И одновре­мен­но Церковь осозна­ет, что если кто-то, движи­мый чувством долга, необхо­ди­мо­стью испол­нить присягу, остает­ся верным своему призва­нию и погиба­ет при испол­не­нии воинско­го долга, то он, несомнен­но, совер­ша­ет деяние, равно­силь­ное жертве. Он себя прино­сит в жертву за других. И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, которые человек совер­шил.

Война, которая сейчас идет на просто­рах Руси, — это междо­усоб­ная брань. И потому так важно, чтобы в резуль­та­те этой брани не возник­ла волна ожесто­че­ния и отчуж­де­ния; чтобы братские народы не разде­ли­ла непро­хо­ди­мая стена ненави­сти. И от того, как мы все сегодня будем себя вести по отноше­нию друг к другу, что мы будем просить у Господа в своих молит­вах, на что надеять­ся, — будет во многом зависеть не только исход сраже­ний, но и то, что произой­дет в резуль­та­те всего этого. Дай Бог, чтобы нынеш­ние военные действия не разру­ши­ли единое духов­ное простран­ство Святой Руси и тем более не ожесто­чи­ли народы наши. Чтобы милостью Божией были исцеле­ны все раны. Чтобы милостью Божией из памяти было изгла­же­но все то, что сегодня многим и многим прино­сит скорбь. Чтобы то, что придет на смену нынеш­ней ситуа­ции, в том числе в отноше­ни­ях между нашими братски­ми народа­ми, было светлым, мирным и радост­ным.

А это может произой­ти только в том случае, если мы будем жить с верой в сердце. Потому что вера истреб­ля­ет страх, вера дарует возмож­ность взаим­но­го проще­ния, вера укреп­ля­ет взаимо­от­но­ше­ния между людьми и действи­тель­но может превра­щать и превра­ща­ет эти отноше­ния в братские, сердеч­ные и добрые. Дай Бог, чтобы было так, чтобы закон­чи­лось все, что сейчас омрача­ет души многих. Дай Бог, чтобы во время этой междо­усоб­ной брани как можно меньше людей погибло или получи­ло увечья. Дай Бог, чтобы как можно меньше было вдов и сирот, меньше разде­лен­ных семей, меньше разру­шен­ной дружбы и братства.

Церковь, которая несет свое пастыр­ское служе­ние среди народов России, Украины, Белорус­сии и многих других на просто­рах истори­че­ской Руси, сегодня особен­но страж­дет и особен­но молится за скорей­шее прекра­ще­ние междо­усоб­ной брани, за торже­ство справед­ли­во­сти, за восста­нов­ле­ние братско­го общения и преодо­ле­ние всего того, что, накопив­шись с годами, и привело в конце концов к крово­про­лит­но­му конфлик­ту. Верим, что все святые, в земле Россий­ской проси­яв­шие, — в данном случае, употреб­ляя уже приня­тое выраже­ние «в земле Россий­ской», имеем в виду Русь, всю Русскую землю, Русь Святую, — сегодня вместе с нами возно­сят молитвы ко Господу о том, чтобы водво­рил­ся мир на земле, чтобы насту­пи­ло прими­ре­ние братских народов и, что самое главное, востор­же­ство­ва­ла справед­ли­вость, потому что без справед­ли­во­сти не может быть прочно­го мира.

Да хранит Господь всех нас и да помога­ет всем нам прохо­дить свое христи­ан­ское поприще достой­но, несмот­ря на непро­стые жизнен­ные обсто­я­тель­ства, которые сегодня являют­ся реаль­но­стью нашего земного бытия. Молит­ва­ми святых угодни­ков, имена которых мы сегодня прослав­ля­ли, да поможет всем нам Господь укрепить­ся в мире, любви, едино­мыс­лии и чистоте.

Пресс-служба Патри­ар­ха Москов­ско­го и всея Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *