Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюб­лен­ные о Господе Преосвя­щен­ные архипас­ты­ри, всечест­ные пресви­те­ры и диаконы, боголю­би­вые иноки и инокини, дорогие братья и сёстры!

К вам, право­слав­ным христи­а­нам, живущим во многих странах мира, пребы­ва­ю­щим в храмах и молящим­ся в домах, обраща­юсь я ныне, дабы от сердца, испол­нен­но­го духов­ной радости, поздра­вить с великим празд­ни­ком Святой Пасхи и по древней тради­ции победно возгла­сить:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

На протя­же­нии двух тысяче­ле­тий именно этими словами Святая Церковь торже­ству­ю­ще возве­ща­ет людям благую весть о дарован­ном Богом спасе­нии. В них – огонь нашей веры, сила любви, основа­ние надежды, краеуголь­ный камень Церкви, средо­то­чие новоза­вет­но­го посла­ния миру, немерк­ну­щий свет просве­ще­ния и источ­ник вдохно­ве­ния, сердце­ви­на христи­ан­ской жизни и вся наша будущ­ность.

Что бы ни проис­хо­ди­ло в измен­чи­вом, порой мятущем­ся и разди­ра­е­мом проти­во­ре­чи­я­ми мире, какие бы трудно­сти и испыта­ния ни выпада­ли на нашу долю, мы знаем, веруем и пропо­ве­ду­ем: пасхаль­ная радость о Воскрес­шем Спаси­те­ле остаёт­ся неизмен­ной и всепо­беж­да­ю­щей.

Каков же смысл этого главно­го христи­ан­ско­го празд­ни­ка? Во имя чего и зачем Сын Божий сошёл на землю, принял образ раба (Флп. 2, 7), претер­пел страда­ния, был распят на кресте и воскрес? И что надле­жит делать нам, людям XXI века, чтобы действи­тель­но стать причаст­ни­ка­ми и наслед­ни­ка­ми победы, одержан­ной Христом над смертью?

Церковь даёт нам ответы на эти вопросы. Она свиде­тель­ству­ет, что Вопло­тив­шим­ся от Пребла­го­сло­вен­ной Девы Сыном Божиим ад пленися, Адам воззва­ся, клятва потре­би­ся, Ева свобо­ди­ся, смерть умерт­ви­ся, и мы ожихом (воскрес­ный Богоро­ди­чен на хвали­тех, глас 2). Поисти­не Господь оживо­тво­ря­ет нас Своей любовью, избав­ля­ет от страха смерти и тления, врачует душев­ные и телес­ные немощи, поддер­жи­ва­ет в трудно­стях и испыта­ни­ях, утешает в скорбях и печалях, помога­ет следо­вать спаси­тель­ным путём, приво­дя­щим в жизнь вечную, когда отрёт Бог всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 4).

Совер­шив подвиг искуп­ле­ния, Господь Своей крест­ной жертвой и славным Воскре­се­ни­ем открыл врата рая для всех. С тех пор и доныне каждому челове­ку дарует­ся возмож­ность воспри­нять Христа всей душой как истин­но­го Бога и Спаси­те­ля, ниспо­сы­ла­ю­ще­го благо­дат­ную силу для правед­ной жизни и деятель­но­го участия в преоб­ра­же­нии мира.

Святи­тель Николай Сербский, извест­ный богослов минув­ше­го века, размыш­ляя о Пасхе, писал: «Христос воскре­се – значит, жизнь сильнее смерти. Христос воскре­се – значит, добро сильнее зла. Христос воскре­се – значит, все упова­ния христи­ан оправ­да­ны. Христос воскре­се – значит, все жизнен­ные трудно­сти разре­ше­ны» (Мысли о добре и зле). И эта пасхаль­ная радость, радость богооб­ще­ния и утвер­жде­ния обнов­лён­ной жизни (Рим. 6, 4) на началах добра и справед­ли­во­сти дости­га­ет сердец милли­о­нов христи­ан, вдохнов­ля­ет на дела любви и милосер­дия, помога­ет преодо­ле­вать невзго­ды, утешает в испыта­ни­ях, даёт надежду отчаяв­шим­ся, укреп­ля­ет малодуш­ных.

В свето­зар­ный празд­ник Пасхи наши особые молитвы обраще­ны к Богу о людях, находя­щих­ся в зоне военных действий. Мы как христи­ане не можем оставать­ся безучаст­ны­ми к бедам и лишени­ям наших братьев и сестёр, сердца которых опалены огнём междо­усоб­но­го конфлик­та, поэтому мы возно­сим ко Господу сугубые проше­ния о том, чтобы Он по Своей милости и благо­у­тро­бию исцелил телес­ные, а наипаче – душев­ные раны, утешил всякую скорбь и даровал братским народам, вышед­шим из единой Днепров­ской купели креще­ния, прочный и справед­ли­вый мир.

Как земной путь Спаси­те­ля был испол­нен трудов и жертвен­ной любви к людям, так и мы призва­ны уподо­бить­ся Ему в служе­нии ближним. Ведь любая, даже самая малень­кая добро­де­тель, преодо­ле­ние собствен­но­го эгоизма ради блага другого челове­ка прибли­жа­ют нас к Богу – Источ­ни­ку жизни и бессмер­тия, а значит, делают счаст­ли­вее.

Воскрес­ший Господь, по Своему нелож­но­му обето­ва­нию пребы­ва­ю­щий со Своими после­до­ва­те­ля­ми во все дни до сконча­ния века(Мф. 28, 20), да сподо­бит и нас, грешных и немощ­ных, но жажду­щих правды и взыску­ю­щих спасе­ния, по завер­ше­нии земного пути насле­до­вать блажен­ную жизнь, дабы в Небес­ных обите­лях, угото­ван­ных от созда­ния мира (Мф. 25, 34), вкупе со святыми, в вечной славе Его царство­ва­ти (свт. Амвро­сий Медио­лан­ский. Гимн «Тебе Бога хвалим»). Об этой радости ожида­ния гряду­ще­го Царства любви, когда будет Бог всяче­ская во всех (1 Кор. 15, 28), Церковь пропо­ве­ду­ет всегда, наипаче же – в светлые дни пасхаль­но­го торже­ства.

Внемлем же её спаси­тель­но­му гласу, призы­ва­ю­ще­му нас устами апосто­ла Павла празд­но­вать Пасху не со старою заквас­кою, не с заквас­кою порока и лукав­ства, но с опрес­но­ка­ми чистоты и истины (1 Кор. 5, 8). Внемлем и поста­ра­ем­ся жить по Божествен­ным запове­дям, словом евангель­ской правды и добрыми делами, всей жизнью своей свиде­тель­ствуя ближним и дальним, что воисти­ну воскре­се Христос, Ему же подоба­ет всякая слава, честь и покло­не­ние во веки веков. Аминь.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христо­ва

2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *