Неделя четвертая. О расслабленном

10 мая 2020 года, в Канском Свято-Троиц­ком кафед­раль­ном соборе прошла торже­ствен­ная Божествен­ная литур­гия, по оконча­нии которой был совер­шен Пасхаль­ный крест­ный ход. В этот день наша церковь говорит нам слова пропо­ве­ди, и эти слова хватают до самого сердца, да так хватают, что сжима­ет­ся оно, а из глаза течет слеза:
Неделя 4‑ая по Пасхе, о расслаб­лен­ном (Иоан. 5:1–15). Христос Воскре­се!

Спаси­тель, направ­ля­ясь в суббот­ний день к храму, прохо­дил мимо пруда, мимо извест­ной Овчей Купаль­ни – Вифезда. В ней обычно купались овцы, предна­зна­чав­ши­е­ся для жертво­при­но­ше­ния, и ее вода слави­лась своей целеб­но­стью. «Ангел Госпо­день сходил в купаль­ню и возму­щал воду и кто первый входил в нее, по возму­ще­нии воды, тот выздо­рав­ли­вал, какою бы ни был одержим болез­нью». Это чудес­ное свойство воды привле­ка­ло к купальне «великое множе­ство больных, слепых, хромых, иссох­ших, ожидав­ших движе­ния воды».

Между страж­ду­щи­ми был один бедняк, который 38 лет находил­ся в расслаб­ле­нии от парали­ча. Он безот­луч­но жил у самой купаль­ни, но беспо­лез­но, ибо не имея помощи, не мог сам войти в воду, и менее слабые всякий раз успева­ли раньше войти в купаль­ню, пока еще не был потерян благо­при­ят­ный момент. С сердеч­ным состра­да­ни­ем взгля­нул Христос на несчаст­но­го, вся жизнь которо­го была непре­рыв­ным отчая­ни­ем. Спаси­тель возна­ме­рил­ся в суббот­ний празд­ник сделать дар страдаль­цу, которо­му никто, вот уже десятки лет, не хотел помочь.

«Хочешь ли ты быть здоров?» – спросил его Христос. Полагая, что Незна­ко­мец хочет помочь ему первым попасть в воду, когда она возму­тит­ся, несчаст­ный расска­зал в ответ груст­ную повесть о том, что среди окружа­ю­щей его толпы и мимо него прохо­дя­щих людей, вот уже свыше 30 лет, не нашлось челове­ка, который бы оказал ему нужную помощь.

«Встань! – сказал ему Христос, – возьми постель свою и ходи!» Это было сказано тоном, которо­му нельзя было не повино­вать­ся. После 38-летней тяжкой болезни он мгновен­но встал, взял свою постель и пошел, озира­ясь, в радост­ном изумле­нии, чтобы увидеть своего благо­де­те­ля. Но Христос спокой­но удалил­ся, чтобы избежать грубого возбуж­де­ния в народе. Исцелен­ный не знал, кто был его благо­де­тель.

Еванге­лие отмеча­ет привле­ка­тель­ную черту исцелен­но­го: он поспе­шил в храм, чтобы воздать благо­да­ре­ние Богу за столь неожи­дан­ное чудес­ное обнов­ле­ние своей безот­рад­ной жизни. В храме увидел его Спаси­тель и обратил­ся к нему с простым, но важным предо­сте­ре­же­ни­ем: «Вот ты выздо­ро­вел; не греши больше, чтобы не случи­лось с тобою чего хуже». Очевид­но, его болезнь была послед­стви­ем его грехов, за них он нес наказа­ние и получил от Христа-Спаси­те­ля проще­ние вместе с выздо­ров­ле­ни­ем.

Каждому, духовно здоро­во­му и нормаль­но­му, челове­ку свойствен­но радовать­ся вместе с радую­щим­ся о явлен­ной ему Божией милости. Но окружав­шие исцелен­но­го блюсти­те­ли закона, подав­ляв­шие дух Закона буквой мертвой обряд­но­сти, как бы не замечая его выздо­ров­ле­ния, его радости, со всей сурово­стью облича­ют его, несуще­го свою постель. В этом они видят наруше­ние свято­сти субботы. «Сегодня суббота… не должно тебе брать постели», на что исцелен­ный отвеча­ет: «Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи». И за это стали закон­ни­ки «гнать Иисуса и искали убить Его».

Тьма и зло всегда ненави­дят и пресле­ду­ют Добро. Своим обвини­те­лям в наруше­нии свято­сти субботы Спаси­тель ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», и этим ответом поверг их в полное смуще­ние.

В этих словах Спаси­те­ля выражен весь дух учения Христо­ва относи­тель­но дней празд­ни­ка. Когда Бог закон­чил творе­ние мира, то Его суббота не была покоем в смысле прекра­ще­ния деятель­но­сти. Бог творит непре­рыв­но, Своим промыш­ле­ни­ем и благо­да­тью поддер­жи­вая все творе­ние и восста­нов­ляя его от падения к новой духов­ной жизни. Творец, Отец Небес­ный, совер­ша­ет это доброе дело в течение всей вечно­сти, включая и суббот­ние дни, введя в участие в дальней­шем разви­тии мира волю Им создан­но­го разум­но­го существа, т.е. челове­ка. «Мы соработ­ни­ки у Бога», – говорит Ап. Павел.

О, если бы все люди созна­ва­ли себя Богу соработ­ни­ка­ми, созна­ва­ли и чувство­ва­ли свою ответ­ствен­ность за земную жизнь свою, свое единство во Христе – во св. Теле Его – в Христо­вой Собор­ной Церкви, как быстро бы измени­лось лицо земли! С утерей этого созна­ния легко внедря­ет­ся в жизнь людей разде­ля­ю­щий грех и жизнь для многих стано­вит­ся непосиль­ной ношей. И только один Христос может облег­чить страда­ния души нашей, Он, Агнец Божий, приняв­ший каждого челове­ка, к Нему с любовью взыва­ю­ще­го: «Иисусе Воскрес­ший, воскре­си души наши!» Аминь.

Иеромо­нах Амвро­сий (Роман)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *