Крест себялюбия и Крест любви

«И, подозвав народ с учени­ка­ми Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеря­ет ее, а кто потеря­ет душу свою ради Меня и Еванге­лия, тот сбере­жет ее.

Ибо какая польза челове­ку, если он приоб­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто посты­дит­ся Меня и Моих слов в роде сем прелю­бо­дей­ном и грешном, того посты­дит­ся и Сын Челове­че­ский, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангела­ми. И сказал им: истинно говорю вам: есть некото­рые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришед­шее в силе» (Мк. 8, 34–38; 9, 1).

В этих стихах Еванге­лия нам откры­ва­ет­ся много пластов, разные уровни. Слова «кто хочет» – это увеща­ние, призыв, обращен­ный к нашей свободе. В другом евангель­ском тексте Христос говорит: «если кто хочет» (ср. Мф. 16, 24). Слова «если кто хочет», конечно, звучат для нас здесь как-то странно, ведь они обраще­ны к людям, которые, мы в этом уверены, и без того хотят следо­вать за Христом. Они собра­лись вокруг Него, потому что видели, как Он совер­ша­ет изуми­тель­ные чудеса, воскре­ша­ет мертвых, двумя рыбами насыща­ет огром­ное множе­ство людей. И мы уверены, что все эти люди хотели там быть, участ­во­вать в таком невидан­ном событии. Тем более если им хотелось решить какие-то свои пробле­мы.

Сегодня вы тоже можете видеть, что Церковь привле­ка­ет огром­ное множе­ство людей. Почему? А как же иначе, ведь в Церкви собира­ет­ся народ, и полити­кам это сулит допол­ни­тель­ные голоса на выборах, кому-то она подает утеше­ние, в ней такие краси­вые празд­ни­ки, и вообще она – носитель тради­ции…

Тогда тоже были люди, хотев­шие протол­кать­ся ближе ко Христу по причи­нам, не затра­ги­вав­шим их лично­сти, не касав­шим­ся их духа. Кто-то Его искал, чтобы исцелить свое больное дитя, другой – чтобы Христос снова накор­мил его, как накор­мил пять тысяч человек, третье­му хотелось получить силу хожде­ния по водам, как делал это Он, четвер­тый надеял­ся, что Христос поможет евреям победить римлян и обрести свободу. Толпа теснила Его, потому что каждому хотелось пробрать­ся ближе ко Христу по своей причине, каждый хотел от Него чего-то. Каждый придает Христу значе­ние по своим причи­нам, а не по тем, с которы­ми Он был бы согла­сен. Поэтому Он и говорит нам: «кто хочет».

Каждому хотелось пробрать­ся ближе ко Христу по своей причине, каждый хотел от Него чего-то

Представь­те себе, что сегодня Он скажет нам, собрав­шим­ся здесь:

– Кто хочет побывать в монасты­ре?

– Но мы же все, – сразу ответи­те вы, – абсолют­но уверены, что хотим побывать здесь, в монасты­ре!

Словами «кто хочет» Христос, по сути дела, ищет ясности, нашего действи­тель­но­го мотива: а не хотим ли мы быть с Ним по каким-то своим причи­нам, каждый в отдель­но­сти? Напри­мер, мы можем ехать в монастырь, чтобы развлечь­ся от повсе­днев­но­сти; чтобы стяжать благо­дать, обрести утеше­ние; встре­тить­ся с интерес­ны­ми людьми; найти себе даже жениха или невесту и т.д. Это напоми­на­ет мне старца Порфи­рия, который говорил:

– Все молодые люди, которые прихо­дят ко мне, всё время меня спраши­ва­ют, на ком они женятся, какую профес­сию выберут, сколько денег будут получать. И никто не спросит о духов­ных вопро­сах. Бывает, зайдет один из сорока и задаст какой-нибудь духов­ный вопрос: как найти Бога, где истина?

Все ищут его, как какого-нибудь медиума. То же было и со старцем Иаковом. Снимает он телефон­ную трубку, а на том конце провода девушка из Пелопон­не­са спраши­ва­ет:

– За кого мне выйти замуж? Я вот всё думаю об Афана­сии, и о Георгии тоже, и о Никосе. Кого мне из них выбрать? С кем пойти по жизни?

И старец говорил нам:

– Если бы я отвечал на такие вопросы, то переже­нил бы уже полови­ну Греции! Но это не моя работа!

Однажды ему даже кто-то позво­нил и сказал:

– Я хочу, чтобы вы сказали мне: выберут ли Мицота­ки­са!

А к старцу Порфи­рию как-то нагря­ну­ла полиция, чтобы он сказал им, где прячет­ся некий беглец, которо­го они разыс­ки­ва­ли. Когда он ответил им, что это не его работа, полицей­ские рассер­ди­лись и ушли. К старцу даже обраща­лись люди, интере­со­вав­ши­е­ся тем, где лежат зарытые сокро­ви­ща.

К старцу Порфи­рию как-то нагря­ну­ла полиция, чтобы он сказал им, где прячет­ся беглец, которо­го они разыс­ки­ва­ли

Погоня людей за счастьем не знает преде­лов. Во время одного визита старец был извещен Духом Святым не давать никакой инфор­ма­ции пришед­шим людям, потому что, если сделает это, они его убьют. И он ничего им не открыл, они так и ушли ни с чем.

Поэтому Христос и говорит: «кто хочет». Он ищет личной связи:

– Лично Я зачем тебе нужен?

Хоть кто-нибудь из людей, окружа­ю­щих Христа, интере­су­ет­ся тем, что Он лично Собой представ­ля­ет? Интере­су­ет ли нас Он Сам вообще?

«Кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя…»

Обрати­те внима­ние на такую деталь: Христос говорит «за Мною», не «рядом со Мною», не «передо Мною». Это не то же самое, как если бы они пошли в атаку на римлян, а Христос шел бы за ними и воскре­шал мертвых. И не то же самое, как если бы Он шел рядом с ними, как говори­ли некото­рые: «Маркс и Христос – вместе!» Маркс, который отнимал бы у богатых, и Христос, Который утешал бы бедных. Нет, Он сказал: за Мною. Он – впереди. А почему? Потому что Он Бог и Человек. И хочет, чтобы мы шли за Ним.

Давайте же посмот­рим, что из этого получит­ся. И с этого места начина­ет­ся трудный путь.

«Отверг­нись себя…» – эти слова пугают нас. Я уже говорил об этом. А меня эти слова убежда­ют, что Еванге­лие – это не челове­че­ское сочине­ние. Вы не найдете ни одного челове­ка, который хотел бы собрать людей, чтобы они стали его после­до­ва­те­ля­ми, и сказал бы им: «Отреки­тесь от себя!» А что он вместо этого скажет? «Пришел час, в который этот измучен­ный народ увидит торже­ство справед­ли­во­сти!»

Такой «мудрец» видит перед собой челове­ка во всей его непри­гляд­но­сти и, невзи­рая на это, говорит ему: «Ты совер­ше­нен!» А почему? Потому что на самом деле не любит его, а в нем нужда­ет­ся. В то время как Христос в нас не нужда­ет­ся. Если мы поймем это, то знаете, какой это будет для нас духов­ный прогресс? Христос в нас не нужда­ет­ся, Ему не надо запол­нить какой-нибудь монастырь насель­ни­ка­ми, Он не хочет, чтобы в Церкви было полно людей.

В Еванге­лии Есть такие страш­ные слова, которые Иисус говорит двена­дца­ти апосто­лам, когда многие отвер­ну­лись от Него:

– Не хотите ли и вы отойти? (ср. Ин. 6, 67).

Это реакция, которой нельзя было ожидать, это, конечно же, не реакция шарла­та­на или прохо­дим­ца, которо­му очень нужны после­до­ва­те­ли.

Отверг­нись себя. А почему? Потому что Он Сам отвер­га­ет­ся Себя. Что значит «отверг­нуть­ся себя»? Если не объяс­нить этих слов, они могут показать­ся нам жесто­ки­ми, и мы рискуем разоча­ро­вать­ся в этом призыве.

Отверг­нуть­ся, отречь­ся от себя – это в действи­тель­но­сти очень динамич­ный процесс, который приво­дит нас в замеча­тель­ное состо­я­ние, когда ты освобож­да­ешь­ся от огром­но­го бремени посто­ян­но­го самоутвер­жде­ния. Ведь нарцис­сизм – это огром­ное бремя. И если положить­ся на Него, нам стано­вит­ся намного легче. Только положить­ся надо правиль­ным образом. И сейчас посмот­рим, каков же этот образ.

«Возьми крест свой, и следуй за Мною…»

Что значит взять свой крест, отречь­ся от себя? Ну вот, мы опять видим здесь какие-то тяжкие слова, не правда ли? Именно поэтому многие книжни­ки и фарисеи, распи­нав­шие других, а не себя, услышав это, возне­го­до­ва­ли и в конце концов ликви­ди­ро­ва­ли Его, чтобы возвра­тить себе прежний комфорт.

А что такое крест? Мы все в этой жизни страда­ем и перено­сим разно­об­раз­ные мучения. Может, это и есть наш крест? Нет. Когда человек воисти­ну отречет­ся от себя, он удоста­и­ва­ет­ся необык­но­вен­но­го креста – Креста Христо­ва. Но есть и такие кресты, которые мы несем оттого, что не отрек­лись от себя. Большин­ству из нас знакомы эти кресты – это пробле­мы, которые у нас возни­ка­ют именно потому, что мы не отрек­лись от себя, именно потому, что наши желания – единствен­ный внутрен­ний закон, который мы реально призна­ём.

Есть и такие кресты, которые мы несем оттого, что не отрек­лись от себя

«Вся реаль­ность и сверх­ре­аль­ность должны работать на меня, – говорит Пауло Коэльо. – Вся вселен­ная работа­ет на твое желание, которое ты вынаши­ва­ешь в своем уме!» И многие читают это, как Библию. Но в подоб­ной уверен­но­сти есть нечто безум­ное. Потому что не всё, чего ты сильно хочешь, сбыва­ет­ся, да и не должно сбывать­ся. Диавол тоже чего-то хочет, чего в конце концов не произой­дет, как бы сильно он этого ни хотел.

Есть кресты, которые мы несем из-за того, что не отрека­ем­ся от себя. Вы видите, что рядом со Христом висят разбой­ни­ки, распя­тые не потому, что отрек­лись от себя, а именно потому, что не отрек­лись от своего «я». В одном из них, всё же отрек­шем­ся от себя на кресте, тут же произо­шла переме­на, и он услышал слова: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

Когда мы бываем распяты на кресте эгоизма с единствен­ной мыслью о своих пробле­мах, мы всегда хотим перело­жить этот крест на кого-нибудь. Нам очень хочется перело­жить его на чужие плечи, чтобы кто-нибудь другой был распят вместо нас. Поэтому вы и видите, что в социаль­ной жизни у нас каждый свали­ва­ет вину на другого:

– Вот этот, который напро­тив, виноват! Это богатые (бедные, священ­ни­ки, монахи, прави­тель­ство, другое прави­тель­ство) винова­ты!

На кресте мы испыты­ва­ем боль, но ее заслу­жи­ва­ем. Мы заслу­жи­ва­ем страда­ний. Мы страда­ем и остаем­ся безутеш­ны­ми именно потому, что страда­ем справед­ли­во. Сегодня каждый вражду­ет против кого-нибудь, и при этом мы еще и сокру­ша­ем­ся: «Ах, как же мы стали такими?» А стали мы такими потому, что у нас нет того благо­сло­вен­но­го самоот­ре­че­ния, когда человек несет другой крест – крест любви. Я распи­на­юсь добро­воль­но, потому что люблю. Я хочу этого креста, поэтому говорю другим «да». Я хочу, чтобы они стали откры­ты­ми для меня, хочу состав­лять с ними одно целое.

Это и есть то позитив­ное движе­ние души, которое имеет в виду святой апостол Павел, когда говорит: «будучи свобо­ден от всех, я всем порабо­тил себя» (1 Кор. 9, 19). Это Крест любви! Но пока обретешь это внутрен­нее равно­ве­сие, легко совсем не будет. Чтобы я страдал не ради себя, а из-за своей любви к другому? В первом случае я страдаю, остава­ясь слепым, терза­юсь, а в конце концов понимаю, что это состо­я­ние безвы­ход­ное. Но однажды пости­гаю Божию любовь ко мне, понимаю, что Он любит меня даром, и тогда мне откры­ва­ют­ся смысл и чудо Вопло­ще­ния.

На самом деле существу­ет здоро­вая и священ­ная гетеро­но­мия, которая рожда­ет­ся, когда человек понима­ет, насколь­ко утеши­тель­нее взять Крест любви к другому и нести его, сколько Божией благо­да­ти и благо­сло­ве­ния появит­ся тогда в твоей жизни. Но вместо этого сегодня почти поваль­но все чувству­ют себя жертва­ми, каждый чувству­ет себя жертвой. Это опасное ощуще­ние, способ­ное приве­сти к нежелан­ным резуль­та­там. И мы уже можем видеть следу­ю­щие примеры.

Какие-то мужчины в капюшо­нах позавче­ра зашли в Салони­ках в супер­мар­кет и, угрожая, похити­ли продук­ты питания, а потом раздали их нужда­ю­щим­ся. Если такие тенден­ции начнут распро­стра­нять­ся, это стрем­ле­ние к «социаль­ной справед­ли­во­сти» обернет­ся огром­ной социаль­ной неспра­вед­ли­во­стью. Можем ли мы быть уверен­ны­ми, что нам хватит рассу­ди­тель­но­сти, чтобы отбирать у того, у кого надо? Знаю ли я, у кого отнять и кому дать? Отбира­ние и отдава­ние – это насиль­ствен­ные действия, которые совер­шать нельзя.

По сути, за идеей ГУЛАГа стояли точно такие же намере­ния. Потому что в конце концов кто-нибудь сочтет необхо­ди­мым постро­ить концен­тра­ци­он­ный лагерь, чтобы упрятать в нем всех, кто отнима­ет у других что-нибудь. И те, кому ты отдал (украден­ное), станут теперь новой номен­кла­ту­рой (вы знаете об этой богатой высшей прослой­ке комму­ни­стов в Совет­ском Союзе). Когда я ездил в Румынию на одну конфе­рен­цию, то видел там дворец, в котором жил Чаушеску: в нем были сотни комнат! У него еще имелся с десяток резиден­ций, и он считал себя при этом «слугой народа»!

А почему так получа­ет­ся? Потому что человек внутренне не меняет­ся, когда его желания бывают удовле­тво­ре­ны. Ведь человек ненасы­тен. Бедный заслу­жи­ва­ет того, чтобы его накор­мить, если он голоден, дать ему необхо­ди­мое для существо­ва­ния, это очень важно. Но если дать ему власть, предва­ри­тель­но не подго­то­вив к ней, он станет хуже тех, которые сейчас, вероят­но, угнета­ют его.

Челове­ку надо внутренне изменить­ся. Бедный добр не потому, что беден, и богатый плох не потому, что богат

Челове­ку надо внутренне изменить­ся. Бедный добр не потому, что беден, и богатый плох не потому, что богат. Без всякого сомне­ния, за обога­ще­ни­ем кроются большие опасно­сти, и многие богатые обычно особо не преуспе­ва­ют в духов­ной жизни. Но, несмот­ря на это, есть исклю­че­ния, и человек может покаять­ся. Несомнен­но только одно: способ его исцеле­ния заклю­ча­ет­ся не в том, чтобы лишить его богат­ства и отпра­вить в лагерь. Комму­ни­сты говори­ли:

– Бери всё, чего заслу­жи­ва­ешь!

А Христос говорит нам:

– Отдай то, что у тебя есть!

В этом огром­ная разница, потому что во втором случае имеются место и свобода, и любовь. Христос говорит:

– Если у тебя есть что-нибудь в избытке, ты лишаешь бедняка этого.

Это любовь, которая призы­ва­ет тебя отдать, самому захотеть сделать это ради брата своего. Это наша зрелость в Божией любви, это также и крест, но крест любви. Крест, благо­да­ря которо­му я отвора­чи­ва­юсь от своего себялю­бия, перестаю прекло­нять­ся перед своим «эго» и мало-помалу обретаю Его истину. Я нахожу утеше­ние, которо­го раньше не находил, обретаю благо­дать, Самого Бога, потому что Он ждет меня там.

Следо­ва­тель­но, этот крест спаси­те­лен. Другой крест, от которо­го мы все страда­ем, не дает нам покоя, потому что это крест похоти, безудерж­но­го желания и нарцис­сиз­ма.

(Продол­же­ние следует)

Священ­ник Николай Людови­кос
Переве­ла с болгар­ско­го Станка Косова

9 января 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *