Календарь Великого поста 2021 по дням

15 марта, понедель­ник

Первый день Велико­го поста. Народ­ное назва­ние Чистый понедель­ник отража­ет стрем­ле­ние верую­щих избавить­ся от всех следов разгуль­ной и сытной Масле­ни­цы и вступить на очисти­тель­ный путь Четыре­де­сят­ни­цы.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет. Вечером в храмах совер­ша­ет­ся повече­рие с Великим покаян­ным каноном Андрея Критско­го. Для чтения на первой седмице поста он разде­лен на четыре части. Посеще­ние богослу­же­ния или домаш­нее чтение канона в эти дни дает возмож­ность верую­щим осознать весь ужас греха и почув­ство­вать надежду на проще­ние.

Дни памятиИконы Божьей Матери «Держав­ная», явившей­ся в марте 1917 года в селе Коломен­ском под Москвой. 440 Италий­ских мучени­ков, отказав­ших­ся покло­нить­ся идолам и погиб­ших за веру. Извест­ны имена лишь несколь­ких из них. Святи­те­ля Арсения, еписко­па Тверско­го, чудотвор­ца, иници­а­то­ра созда­ния древней­ше­го Киево-Печер­ско­го патери­ка (Арсеньев­ская редак­ция).

Пост: Монастыр­ский устав предпи­сы­ва­ет полный отказ от еды в первый день поста, а для мирян рекомен­до­ва­но сухояде­ние (т. е. отказ от пищи, прошед­шей терми­че­скую обработ­ку, и от расти­тель­но­го масла). Меру поста каждый верую­щий должен опреде­лять сам, посове­то­вав­шись со священ­ни­ком. В Чистый понедель­ник держать пост следует макси­маль­но строго, но обяза­тель­но учиты­вая свои возмож­но­сти.

16 марта, вторник

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет. На великом повече­рии читает­ся вторая часть Велико­го покаян­но­го канона Андрея Критско­го. Тем, кто по той или иной причине не может посетить богослу­же­ние, следует помолить­ся дома самосто­я­тель­но.

Дни памятиМучени­ков Евтро­пия, Клеони­ка и Василис­ка (племян­ни­ка велико­му­че­ни­ка Феодора Тирона). После кончины св. Феодора Тирона, находясь в заклю­че­нии, они пропо­ве­до­ва­ли и привели к вере многих язычни­ков, а затем были казнены. Волоко­лам­ской иконы Божией Матери — списка с Влади­мир­ской иконы Москов­ско­го Успен­ско­го собора, перене­сен­но­го в Иосифо-Волоц­кий монастырь в дни Велико­го поста в 1572 году.

Пост: По сравне­нию с понедель­ни­ком воздер­жа­ние немного ослаб­ля­ет­ся, но на первой седмице пост принято держать все же особен­но строго. Монастыр­ским уставом разре­ше­на вареная пища, но по-прежне­му исклю­че­но масло.

17 марта, среда

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров. Во время Велико­го поста полная литур­гия в будние дни не совер­ша­ет­ся. А эта особен­ная служба по средам и пятни­цам дает возмож­ность верую­щим прича­стить­ся Святых Даров, освящен­ных в преды­ду­щий воскрес­ный день. На вечерне читает­ся третья часть Велико­го покаян­но­го канона Андрея Критско­го.

Дни памятиПрепо­доб­но­го Гераси­ма Иордан­ско­го, многим он знаком благо­да­ря извест­но­му сюжету о дружбе святого со львом. Благо­вер­но­го князя Даниила Москов­ско­го, младше­го сына святого князя Александра Невско­го, своей жизнью показав­ше­го пример христи­ан­ско­го мужества и любви. Препо­доб­но­го Иакова постни­ка — отшель­ни­ка, впавше­го в грех с исцелен­ной им девуш­кой, но поборов­ше­го свое отчая­ние, много лет каявше­го­ся и достиг­ше­го свято­сти.

Пост: В течение практи­че­ски всего года среда — постный день, и в велико­пост­ный период воздер­жа­ние в среду также стано­вит­ся строже. Монастыр­ский устав предпи­сы­ва­ет сухояде­ние. Причаст­ни­ки с 00 часов до подхода к Чаше держат евхари­сти­че­ский пост, то есть отказы­ва­ют­ся от еды и питья.

18 марта, четверг

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет. На вечерне читает­ся четвер­тая, послед­няя часть Велико­го канона Андрея Критско­го. Этот уникаль­ный покаян­ный гимн в дни Велико­го поста будет прочи­тан еще раз — целиком — на пятой седмице.

Дни памятиИконы Божьей Матери «Воспи­та­ние». До 1917 года чудотвор­ный образ хранил­ся в Казан­ском соборе на Красной площади, затем был утерян и теперь там находит­ся список. Перед этим образом родите­ли молятся о своих детях. Обрете­ние мощей блгвв. кнн. Феодора Рости­сла­ви­ча Черного Смолен­ско­го и чад его Давида и Констан­ти­на, Ярослав­ских чудотвор­цев. Князь Феодор просла­вил­ся своей правед­ной жизнью и трудами на благо Церкви и ради распро­стра­не­ния христи­ан­ства в тяжелые времена татаро-монголь­ско­го ига. В середине XV века в ярослав­ском Спасо-Преоб­ра­жен­ском монасты­ре были обрете­ны нетлен­ные чудотвор­ные мощи князя и двоих его сыновей.

Пост: В четверг возмож­но неболь­шое послаб­ле­ние поста, строгий устав разре­ша­ет мирянам вареную пищу.

19 марта, пятница

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров. Эта велико­пост­ная служба представ­ля­ет собой вечерню с прича­ще­ни­ем мирян, поэтому в некото­рых храмах, следуя древней тради­ции, ее совер­ша­ют во второй половине дня. Таким образом посетить это удиви­тель­ное богослу­же­ние могут те, кто утром занят на работе или учебе. Накануне субботы первой седмицы Велико­го поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждео­свя­щен­ной литур­гии читает­ся канон этому велико­му­че­ни­ку с освяще­ни­ем колива (кутьи).

Дни памятиОбрете­ние Честно­го Креста Господ­ня и гвоздей святой царицей Еленой в Иеруса­ли­ме. Около трехсот лет на том месте, где был распят Господь, собира­лись для испол­не­ния своих обрядов язычни­ки. Только при импера­то­ре-христи­а­нине Констан­тине гонения на верую­щих прекра­ти­лись, и мать импера­то­ра отпра­ви­лась в Иеруса­лим, чтобы отыскать Крест Госпо­день.

Пост: Пятница — день строго­го воздер­жа­ния в течение всего года, за исклю­че­ни­ем сплош­ных седмиц. Поэтому и в период Четыре­де­сят­ни­цы в этот день принято усили­вать пост. В случае совер­ше­ния Преждео­свя­щен­ной литур­гии вечером причаст­ни­ки обычно держат евхари­сти­че­ский пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов (некото­рые воздер­жи­ва­ют­ся от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскети­че­ский подвиг, нужно оценить свои реаль­ные возмож­но­сти и физиче­ское состо­я­ние).

20 марта, суббота

День памяти святого Феодора Тирона, перехо­дя­щий празд­ник. Всегда отмеча­ет­ся в первую субботу Четыре­де­сят­ни­цы в память о чудес­ном явлении святого, произо­шед­шем во время Велико­го поста в IV веке. Бывшие у власти в Констан­ти­но­по­ле язычни­ки окропи­ли идоло­жерт­вен­ной кровью все продук­ты на рынках города, чтобы поизде­вать­ся над верую­щи­ми. Велико­му­че­ник явился местно­му архиепи­ско­пу с преду­пре­жде­ни­ем, и христи­ане стали питать­ся коливом (вареной крупой с медом), приго­тов­лен­ным из домаш­них запасов.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Обычно по суббо­там Четыре­де­сят­ни­цы совер­ша­ет­ся литур­гия св. Иоанна Злато­уста. Панихи­да на первой неделе Велико­го поста не совер­ша­ет­ся не только в будние дни, но и в субботу. Вечером совер­ша­ет­ся всенощ­ное бдение накануне воскрес­но­го дня.

Дни памяти: Велико­му­че­ни­ка Феодора Тирона. Иконы Божьей Матери «Споруч­ни­ца грешных» (то есть Заступ­ни­ца, Поручи­тель­ни­ца за грешни­ков перед Госпо­дом).

Пост: По монастыр­ско­му уставу разре­ше­на не только вареная пища, но и еда, заправ­лен­ная расти­тель­ным маслом.

21 марта, воскре­се­нье

Неделя Торжества Православия

Празд­ник установ­лен в память о победе над ересью иконо­бор­че­ства и о восста­нов­ле­нии иконо­по­чи­та­ния в 787 году.

Особен­но­сти богослу­же­ния: В воскрес­ные дни Четыре­де­сят­ни­цы совер­ша­ет­ся литур­гия св. Василия Велико­го, которая бывает всего лишь десять раз в году (семь из них во время Велико­го поста). В первую неделю Велико­го поста к ней присо­еди­ня­ет­ся чин Торже­ства Право­сла­вия — особен­ная служба с чтением Апосто­ла и Еванге­лия, молит­ва­ми, пением тропа­рей, состав­лен­ная в IX–Х веках в ознаме­но­ва­ние победы истин­ной веры над ерети­че­ски­ми учени­я­ми.

Дни памяти: Курской иконы Божией Матери «Знаме­ние» — одной из древней­ших икон Русской Церкви.

Пост: Несмот­ря на то, что воскрес­ный день в соответ­ствии с апостоль­ски­ми прави­ла­ми постить­ся не полага­ет­ся, много­днев­ные посты преры­вать не принято, чтобы не нарушать ход духов­но­го пути. Послаб­ле­ние воскрес­но­го дня заклю­ча­ет­ся лишь в том, что по монастыр­ско­му уставу разре­ша­ет­ся горячая пища с расти­тель­ным маслом. Учиты­вая это, каждый христи­а­нин сам опреде­ля­ет меру своего воздер­жа­ния в соответ­ствии с состо­я­ни­ем здоро­вья и обсто­я­тель­ства­ми жизни.

22 марта, понедель­ник

День памяти Сорока Севастий­ских мучени­ков – непере­хо­дя­щий (кроме исклю­чи­тель­ных случаев) празд­ник, особен­но любимый в Русской Церкви. Существу­ет народ­ная тради­ция, связан­ная с этим днем: издавна принято печь булочки в виде жаворон­ков. Полет этих птиц как будто симво­ли­зи­ру­ет движе­ние души христи­а­ни­на: быстрый взлет — ее стрем­ле­ние к Господу, резкое сниже­ние — смире­ние перед Его величи­ем.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Несмот­ря на то, что по понедель­ни­кам Велико­го поста литур­гия не положе­на, в связи с празд­ни­ком совер­ша­ет­ся литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров.

Дни памяти: Сорок мучени­ков — это 40 воинов-христи­ан, постра­дав­ших за веру в VI веке в Севастии (терри­то­рия совре­мен­ной Турции). Албазин­ской иконы Божьей Матери «Слово плоть бысть» — чудотвор­ной святыни Приаму­рья, назван­ной так по строчке из Еванге­лия от Иоанна (фрагмент которо­го читает­ся в Пасхаль­ную ночь).

Пост: Так как день 40 мучени­ков — один из самых почита­е­мых празд­ни­ков, то пост ослаб­ля­ет­ся. Даже строгий монастыр­ский устав разре­ша­ет употреб­ле­ние вареной пищи с расти­тель­ным маслом.

23 марта, вторник

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет. Но в храмах, где службы бывают ежеднев­но, могут совер­шать­ся велико­пост­ные часы и изобра­зи­тель­ны, состо­я­щие из псалмов, тропа­рей, отрыв­ков из Священ­но­го Писания и молитв.

Дни памяти: Мучени­ка Кодрата и с ним за Христа постра­дав­ших. Мученик Кодрат был чудом выжив­ший в горах сирота, уверо­вав­ший в Бога и учивший других следо­вать за Христом. За это он и был казнен вместе со своими учени­ка­ми в III веке. Блажен­но­го Павла Таган­рог­ско­го, жившего в XIX веке, посвя­тив­ше­го свою жизнь молитве и настав­ляв­ше­го других «искать утеше­ние и насла­жде­ние в молитве».

Пост: Пищевой пост без послаб­ле­ний, но разре­ше­на приго­тов­лен­ная пища, а не только хлеб и сырые или сушеные фрукты и овощи. Монастыр­ский устав разре­ша­ет употреб­ле­ние расти­тель­но­го масла только в выход­ные и празд­ни­ки, но миряне часто, исходя из своих условий жизни, употреб­ля­ют его и в другие дни (трудно и бессмыс­лен­но в обеден­ный перерыв в обществен­ной столо­вой доско­наль­но разби­рать состав предла­га­е­мых там блюд).

24 марта, среда

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров.

Дни памяти: Святи­те­ля Софро­ния, патри­ар­ха Иеруса­лим­ско­го, вместе со своим учите­лем блажен­ным Иоанном Мосхом соста­вив­ше­го сборник расска­зов о святых и подвиж­ни­ках «Луг духов­ный» (или Лимонарь, Синай­ский патерик).Препо­доб­но­го Алексия Голосе­ев­ско­го — иеромо­на­ха, 38 лет прожив­ше­го в Киево-Печер­ской лавре, а затем 20 с лишним лет бывшего духов­ни­ком Голосе­ев­ской пустыни.

Пост: По средам в течение всего года, кроме сплош­ных седмиц, принято постить­ся, так как среда — день воспо­ми­на­ния преда­тель­ства Иудой Христа. А в дни Велико­го поста тем более нужно внима­тель­нее относить­ся к предпи­са­ни­я­ми устава.

25 марта, четверг

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Святи­те­ля Григо­рия Двоесло­ва, папы Римско­го. Часто его называ­ют соста­ви­те­лем чина литур­гии Преждео­свя­щен­ных Даров, и его имя упоми­на­ет­ся на каждом таком богослу­же­нии Велико­го поста. Он также известен как автор большо­го количе­ства духов­ных книг. Препо­доб­но­го Симеона Нового Богосло­ва — одного из трех святых, удосто­ен­ных имени Богослов за всю историю Церкви. Лиддской иконы Божьей Матери — неруко­твор­но­го образа, уничто­жить который гоните­ли не смогли даже в период иконо­бор­че­ства.

Пост: Монастыр­ским уставом разре­ше­ны не только хлеб, сырые, сушеные и моченые овощи и фрукты, но и пища, прошед­шая терми­че­скую обработ­ку.

26 марта, пятница

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров. Вечером — парас­тас (заупо­кой­ная всенощ­ная родитель­ской субботы).

Дни памяти: Перене­се­ние мощей святи­те­ля Никифо­ра, патри­ар­ха Констан­ти­но­поль­ско­го. В период возоб­нов­ле­ния иконо­бор­че­ства святой за свою верность был сослан ерети­че­ским Собором в изгна­ние, в котором провел 13 лет, и затем скончал­ся. Почти через 20 лет его нетлен­ные мощи были торже­ствен­но перене­се­ны в Констан­ти­но­поль.

Пост: Пост в пятницу в память о страда­ни­ях Господа на Кресте соблю­да­ет­ся практи­че­ски в течение всего года (кроме сплош­ных седмиц), и в дни Четыре­де­сят­ни­цы также принято его усили­вать. Монастыр­ский устав предпи­сы­ва­ет сухояде­ние, а миряне, исходя из обсто­я­тельств и советов священ­ни­ка, сами решают, каков их необхо­ди­мый минимум.

27 марта, суббота

Родитель­ская суббота второй седмицы Велико­го поста — одна из трех поминаль­ных суббот Четыре­де­сят­ни­цы. Полная литур­гия в будние дни не совер­ша­ет­ся, а соответ­ствен­но нет ежеднев­но­го помино­ве­ния усопших на проско­ми­дии и, как правило, не совер­ша­ют­ся панихи­ды. Но чтобы не лишать умерших молит­вен­ной помощи, в этот период установ­ле­ны специ­аль­ные дни, когда Церковь молится о них.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Иоанна Злато­уста с вселен­ской панихи­дой. Вечером — всенощ­ное бдение.

Дни памяти: Феодо­ров­ской иконы Божьей Матери — одной из самых почита­е­мых в России икон, святыни дома Романо­вых. Празд­ник иконы 27 марта установ­лен в память об избра­нии на царство Михаила Федоро­ви­ча. Также перед этим образом принято молить­ся о покро­ви­тель­стве семье и рожде­нии детей.

Пост: По суббо­там и воскре­се­ньям воздер­жа­ние в периоды много­днев­ных постов не отменя­ет­ся, но ослаб­ля­ет­ся. Даже в монасты­рях со строгим уставом в эти дни разре­ше­на приго­тов­лен­ная пища с расти­тель­ным маслом.

28 марта, воскре­се­нье

Неделя святителя Григория Паламы

День памяти святого имеет перехо­дя­щую дату и всегда отмеча­ет­ся во второе воскре­се­нье Велико­го поста.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Василия Велико­го. По вечерам во многих храмах во второе, третье, четвер­тое и пятое воскре­се­нье (в некото­рых — начиная с первого) Велико­го поста по вечерам бывает необыч­ная служба — пассия. С латин­ско­го языка это слово перево­дит­ся как «страда­ние», и на богослу­же­нии читают­ся фрагмен­ты Еванге­лий, описы­ва­ю­щие Страсти Христо­вы. На первой Пассии Велико­го поста читают главы 26 и 27 Еванге­лия от Матфея.

Дни памяти: Григо­рия Паламы — автора учения об исихаз­ме («умном делании») как монаше­ской аскети­че­ской практи­ке, которая включа­ет в себя очище­ние ума и сердца, непре­стан­ную молитву, безмол­вие, внима­ние, призы­ва­ние Господа и ведет к Богооб­ще­нию. Собор всех препо­доб­ных Киево-Печер­ских отцов, то есть монахов-молит­вен­ни­ков, живших в одном из первых монасты­рей Киевской Руси и обрет­ших святость своей правед­ной жизнью. Празд­ник также имеет перехо­дя­щую дату и всегда прихо­дит­ся на второе велико­пост­ное воскре­се­нье.

Пост: В воскрес­ный день постя­щи­е­ся могут позво­лить себе ослабить воздер­жа­ние, но это не значит, что можно рассла­бить­ся. И в то же время не стоит забывать, что не состав­ле­ние постно­го меню, а труд души ведет челове­ка к Господу.

29 марта, понедель­ник

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Апосто­ла от 70-ти Аристо­ву­ла. Вместе со своим братом, также апосто­лом от 70-ти, Варна­вой сопро­вож­дал апосто­ла Павла. Упомя­нут в его Посла­нии к Римля­нам и постав­лен апосто­лом Павлом еписко­пом Британ­ским. Святи­те­ля Серапи­о­на, архиепи­ско­па Новго­род­ско­го. Псков­ско-Новго­род­скую кафедру этот святой возглав­лял всего несколь­ко лет, а вся осталь­ная его жизнь прошла в молитве и монастыр­ском подвиж­ни­че­стве. Господь наделил правед­ни­ка даром творить чудеса, который проявил­ся как при его жизни, так и после смерти.

Пост: По уставу послаб­ле­ний нет. Позади уже две недели поста, усталость еще пока не накопи­лась, а мера поста уже опреде­ле­на и вошла в привыч­ку.

30 марта, вторник

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Препо­доб­но­го Алексия, челове­ка Божия. С детства он мечтал послу­жить Господу. В юности оставил свою невесту и тайно уехал из родного города. Много лет он жил при храме в Эдессе, молился, а милосты­ню, которую ему подава­ли, разда­вал другим нищим. Затем еще много лет прожил в доме своих родите­лей, не узнав­ших в нищем блажен­ном своего сына. Всю жизнь он бежал от мирской славы, но Богоро­ди­ца несколь­ко раз Сама указы­ва­ла на святого правед­ни­ка как на угодни­ка Божьего.

Пост: Устав позво­ля­ет вареную пищу без масла. Она может быть приго­тов­ле­на из круп, овощей и фруктов, бобов и грибов. Вопрос о допусти­мо­сти употреб­ле­ния морепро­дук­тов решает­ся верую­щи­ми индиви­ду­аль­но.

31 марта, среда

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров.Эта неповто­ри­мая велико­пост­ная служба в году совер­ша­ет­ся ограни­чен­ное количе­ство раз и только во время Велико­го поста. А потому даже очень занятые верую­щие стара­ют­ся хотя бы один раз за эти сорок восемь дней побывать на этом богослу­же­нии.

Дни памяти: Святи­те­ля Кирилла, еписко­па Иеруса­лим­ско­го — одного из отцов Церкви, пропо­вед­ни­ка, борца с ересями, автора богослов­ских трудов. Мучени­ков Трофима и Евкар­пия — раска­яв­ших­ся гоните­лей, уверо­вав­ших в Господа, выпустив­ших пленни­ков и приняв­ших смерть за Христа.

Пост: Тради­ци­он­но в среду пост соблю­да­ет­ся особен­но строго, но мирянам не стоит изнурять себя сухояде­ни­ем в ущерб здоро­вью и выпол­не­нию ежеднев­ных обязан­но­стей.

1 апреля, четверг

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Прослав­ле­ние препо­доб­но­го Симеона (Желнина) — старца Псково-Печер­ско­го монасты­ря. Он пришел туда еще молодым челове­ком и пробыл до глубо­кой старо­сти, остав­ляя обитель лишь по послу­ша­ни­ям на несколь­ко лет, чтобы занимать­ся устрой­ством других монасты­рей непода­ле­ку. Иеромо­нах умер в 1960 году. Смолен­ской иконы Божьей Матери «Умиле­ние», сыграв­шей особую роль в обороне города от польских захват­чи­ков во времена Смуты.

Пост: Разре­ше­на вареная пища без масла, но вне монастыр­ских стен верую­щие часто не так строго следуют уставу и позво­ля­ют себе расти­тель­ное масло не только в выход­ные, но и в будние дни.

2 апреля, пятница

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром —литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров. Вечером — заупо­кой­ное всенощ­ное бдение родитель­ской субботы.

Дни памяти: Мучени­цы Фотины (Светла­ны) самарян­ки и иных. Фотиния — та самая самарян­ка, с которой разго­ва­ри­вал Господь у колодца. После этой встречи она вместе с сыновья­ми и сестра­ми отпра­ви­лась в Рим, где обрати­ла многих ко Христу и приняла мучени­че­скую смерть.

Пост: По монастыр­ско­му уставу — сухояде­ние. Каждый верую­щий сам опреде­ля­ет меру своего поста, посове­то­вав­шись со священ­ни­ком и ориен­ти­ру­ясь на состо­я­ние здоро­вья и условия своей жизни. Но в любом случае в пятницу, как в день воспо­ми­на­ний Страстей Христо­вых, пост принято соблю­дать с особой строго­стью.

3 апреля, суббота

Родитель­ская суббота третьей седмицы Велико­го поста — одна из трех поминаль­ных суббот Четыре­де­сят­ни­цы. Это дни заботы об умерших близких, лучшей помощью которым являет­ся молитва. Самым главным помино­ве­ни­ем счита­ет­ся помино­ве­ние на литур­гии, а так как в велико­пост­ный период оно совер­ша­ет­ся реже, то по суббо­там уделя­ет­ся особое внима­ние заупо­кой­ной молитве. После богослу­же­ния можно также посетить кладби­ще, чтобы навести порядок на могиле и еще раз попро­сить Господа о милости к душам умерших.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Иоанна Злато­уста, вселен­ская панихи­да. Вечером — всенощ­ное бдение с выносом Креста и покло­не­ни­ем ему. Крест выносит­ся из алтаря и помеща­ет­ся в центре храма, где и будет находить­ся почти до конца следу­ю­щей недели.

Дни памяти: Препо­доб­но­го Серафи­ма Выриц­ко­го. С юности мечтав­ший о монаше­стве, святой по благо­сло­ве­нию старца женился, долгое время вел благо­че­сти­вую жизнь в миру и лишь после револю­ции принял постриг.Когда в 1930‑е годы он по состо­я­нию здоро­вья не смог больше служить в Алексан­дро-Невской лавре, то отпра­вил­ся в Вырицу, где более 15 лет прини­мал посети­те­лей и молился за отдель­ных верую­щих и всю Россию.

Пост: В субботу пост ослаб­ля­ет­ся. Но даже в выход­ные дни, как и в течение всего велико­пост­но­го периода, людям, не имеющим уважи­тель­ных причин нарушать пост (беремен­ность, состо­я­ние здоро­вья, особые условия жизни и т. п.), не разре­ша­ет­ся есть мясо, молоч­ные продук­ты, яйца и даже рыбу.

4 апреля, воскре­се­нье

Неделя Крестопоклонная

Великий пост подхо­дит к середине. Чтобы укрепить и вооду­ше­вить верую­щих на их пути к Пасхе, Церковь выстав­ля­ет для всеоб­ще­го покло­не­ния Крест Христов — орудие как Его страда­ний, так и Его победы.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Василия Велико­го. Вечером возмож­на пассия — особая служба воспо­ми­на­ний Страстей Христо­вых. Пассии не входят в список обяза­тель­ных богослу­же­ний, но во многих храмах тради­ци­он­но совер­ша­ют­ся в четыре (по количе­ству Еванге­лий) воскре­се­нья Велико­го поста. На второй пассии принято читать главы 14 и 15 Еванге­лия от Марка.

Дни памяти: Священ­но­му­че­ни­ка Василия, пресви­те­ра Анкир­ско­го. Всю жизнь он призы­вал верую­щих не подда­вать­ся ерети­че­ским учениям, за что и был казнен в 362 году. Это случи­лось в день святых апосто­лов Петра и Павла, и потому его день памяти был перене­сен на весну.

Пост: В воскрес­ный день позво­ли­тель­ны некото­рые послаб­ле­ния. По монастыр­ско­му уставу они заклю­ча­ют­ся в добав­ле­нии к пище расти­тель­но­го масла и неболь­шо­го количе­ства вина. Миряне сами опреде­ля­ют меру своего воздер­жа­ния, посове­то­вав­шись со священ­ни­ком.

5 апреля, понедель­ник

Кресто­по­клон­ная седмица, установ­лен­ная в середине поста, чтобы напом­нить верую­щим о страда­ни­ях Спаси­те­ля на Кресте и о Его Победе над смертью. До пятницы Крест, храня­щий­ся в течение года в алтаре, будет находить­ся в центре храма и будет досту­пен верую­щим для покло­не­ния.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет. Во время чтения часов на утрен­нем богослу­же­нии совер­ша­ет­ся покло­не­ние Кресту.

Дни памяти: Препо­доб­но­му­че­ни­ка Никона, еписко­па, и 199 его учени­ков. Он родился в семье язычни­ка и христи­ан­ки и долго следо­вал представ­ле­ни­ям своего отца, но затем, уверо­вав в Единого Бога, стал еписко­пом и вместе со своей братией был убит за Христа. Препо­доб­но­го Никона, игумена Киево-Печер­ско­го, первого ученика и сподвиж­ни­ка препо­доб­но­го Антония, основа­те­ля Киево-Печер­ской обители.

Пост: Устав не предпи­сы­ва­ет какого-то особен­но­го усиле­ния поста на Кресто­по­клон­ной седмице, но во многих семьях существу­ет тради­ция еще более внима­тель­но следить как за своим пищевым рацио­ном, так и за движе­ни­я­ми своей души в эти дни.

6 апреля, вторник

Предпраздн­ство Благо­ве­ще­ния Пресвя­той Богоро­ди­цы

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром Литур­гии нет. Вечером — всенощ­ное бдение Благо­ве­ще­ния.

Дни памяти: Иконы Божьей Матери «Тучная Гора». Накануне Благо­ве­ще­ния чудес­ное явление монаха спасло отчаяв­шу­ю­ся женщину от самоубий­ства и помогло найти эту икону на чердаке в доме ее мужа, куда небла­го­че­сти­вая семья спрята­ла святыню. С тех пор началось почита­ние этой редкой иконы.

Пост: Пост без послаб­ле­ний. Перед прича­сти­ем не нужно держать какой-то особый пост тем, кто в доста­точ­ной мере следует устав­ным предпи­са­ни­ям. Тем же, кто в силу обсто­я­тельств мало следует постным прави­лам в еде, в дни подго­тов­ки к таинству нужно усили­вать свое воздер­жа­ние.

7 апреля, среда

Благо­ве­ще­ние Пресвя­той Богоро­ди­цы — двуна­де­ся­тый непере­хо­дя­щий празд­ник. Церковь вспоми­на­ет явление Деве Марии Архан­ге­ла Гаври­и­ла с вестью о том, что Ей предсто­ит родить Спаси­те­ля. Тропарь празд­ни­ка называ­ет это событие «спасе­ния нашего главиз­ной», то есть началом спасе­ния челове­че­ства. В этом году Благо­ве­ще­ние совпало с препо­ло­ве­ни­ем Четыре­де­сят­ни­цы — позади уже полови­на поста и Пасха все ближе.

Особен­но­сти богослу­же­ния: литур­гия Иоанна Злато­уста. В этот празд­ник всегда совер­ша­ет­ся полная литур­гия.

Дни памяти: Святи­те­ля Тихона, Патри­ар­ха Москов­ско­го. Он отошел к Господу вдень Благо­ве­ще­ния в 1925 году.

Пост: В период Велико­го поста строгий устав лишь дважды разре­ша­ет употреб­лять рыбу. И один из таких дней — Благо­ве­ще­ние. И несмот­ря на то, что празд­ник выпада­ет на среду, день более строго­го поста, после молитвы даже монахам позво­ли­тель­но поддер­жать свои силы блюдами, приго­тов­лен­ны­ми не только с добав­ле­ни­ем расти­тель­но­го масла, но и из рыбы.

8 апреля, четверг

Отдание празд­ни­ка Благо­ве­ще­ния Пресвя­той Богоро­ди­цы. Обычно двуна­де­ся­тые празд­ни­ки отмеча­ют­ся в течение несколь­ких дней, но так как Благо­ве­ще­ние почти всегда выпада­ет на Великий пост, то имеет всего один день попраздн­ства.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Собор Архан­ге­ла Гаври­и­ла. На следу­ю­щий день после Благо­ве­ще­ния Церковь чтит память послан­ни­ка Божьего, принес­ше­го Деве Марии, а с Ней и всему миру, весть о рожде­нии Богом­ла­ден­ца.

Пост: После празд­нич­но­го дня, когда можно было разно­об­ра­зить меню рыбными блюдами, верую­щие возвра­ща­ют­ся к обычно­му велико­пост­но­му рациону. По строго­му монастыр­ско­му уставу в четверг он предпо­ла­га­ет вареную пищу без масла.

9 апреля, пятница

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров. Перед ней совер­ша­ет­ся покло­не­ние Кресту, который затем возвра­ща­ет­ся в алтарь. Вечером — парас­тас, то есть заупо­кой­ное всенощ­ное бдение.

Дни памяти: Мучени­цы Матроны Солун­ской, рабыни-христи­ан­ки, убитой своей хозяй­кой за веру. Препо­доб­но­го Иоанна Прозор­ли­во­го Египет­ско­го. Пятна­дцать лет он жил в общежи­тель­ных монасты­рях, еще пятьде­сят лет провел в уедине­нии. За молит­вен­ные и аскети­че­ские подвиги Господь дал Своему угодни­ку дар прозре­ния.

Пост: Монастыр­ский устав предпо­ла­га­ет сухояде­ние, но для мирян не обяза­тель­но настоль­ко строгое воздер­жа­ние. Меру поста необхо­ди­мо опреде­лять в соответ­ствии со своими нагруз­ка­ми, состо­я­ни­ем здоро­вья и личным опытом. Необхо­ди­мо помнить, что пост — это не диета, а в первую очередь духов­ное упраж­не­ние.

10 апреля, суббота

Родитель­ская суббота четвер­той седмицы Велико­го поста. Это послед­ний день, специ­аль­но установ­лен­ный для помино­ве­ния усопших в этот период. В следу­ю­щий раз общецер­ков­ная заупо­кой­ная молитва будет совер­шать­ся уже после Пасхи, на Радони­цу.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Иоанна Злато­уста. Панихи­да. Вечером — всенощ­ное бдение.

Дни памяти: Препо­доб­но­го Илари­о­на Псково­е­зер­ско­го. Он уединил­ся на пустын­ном острове в глухом лесу, питался травами и коренья­ми и молился. В ХV–XVI веках в разных уголках Псков­ской земли возни­ка­ли скиты, в которых селились монахи, следо­вав­шие примеру древних отшель­ни­ков.

Пост: По монастыр­ско­му уставу: крупы, бобы, грибы, овощи (и морепро­дук­ты) могут быть приго­тов­ле­ны с добав­ле­ние расти­тель­но­го масла.

11 апреля, воскре­се­нье

Неделя святого Иоанна Лествичника

День памяти автора знаме­ни­той книги «Лестви­ца», расска­зы­ва­ю­щей о ступе­нях на пути к духов­но­му совер­шен­ству, всегда отмеча­ет­ся в четвер­тое воскре­се­нье Велико­го поста.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Василия Велико­го. Вечером возмож­на пассия, служба воспо­ми­на­ния Страстей Господ­них. На третьей пассии Велико­го поста принято читать главы 22 и 23 из Еванге­лия от Луки.

Дни памяти: Святого Иоанна Лествич­ни­ка.Автор руковод­ства по духов­но­му совер­шен­ство­ва­нию, сам жил просто, соблю­дая устав постни­че­ской жизни, но не впадая в крайно­сти, чтобы всегда сохра­нять силы и благо­ра­зу­мие. Путь к трем главным добро­де­те­лям — вере, надежде, любви — святой видел в борьбе с суетой, покая­нии и смире­нии, борьбе с порока­ми, стрем­ле­нии к душев­но­му покою. Одним из особен­но мешаю­щих на этом пути пороков он считал тщесла­вие, которое «выска­зы­ва­ет­ся при каждой добро­де­те­ли. Когда, напри­мер, храню пост — тщеслав­люсь, и когда, скрывая пост от других, разре­шаю на пищу, опять тщеслав­люсь — благо­ра­зу­ми­ем».

Пост: Монастыр­ским уставом разре­ша­ет­ся пища, прошед­шая терми­че­скую обработ­ку и приго­тов­лен­ная с расти­тель­ным маслом. Существу­ет также тради­ция (на сегодняш­ний день не очень распро­стра­нен­ная) выпекать в день памяти св. Иоанна Лествич­ни­ка печенье в виде лесенок.

12 апреля, понедель­ник

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Препо­доб­но­го Иоанна Лествич­ни­ка. 12 апреля (30 марта старого стиля) — день престав­ле­ния святого. В 2021 году эта посто­ян­ная дата оказа­лась совсем рядом с перехо­дя­щей, и Церковь чтит память автора одного из самых извест­ных христи­ан­ских аскети­че­ских сочине­ний два дня подряд. Святи­те­ля Софро­ния, еписко­па Иркуст­ско­го, всей Сибири чудотвор­ца. Он вел обшир­ную мисси­о­нер­скую деятель­ность, просве­щал язычни­ков, был любящим отцом для своей паствы и вел подвиж­ни­че­скую жизнь.

Пост: По монастыр­ско­му уставу полага­ет­ся сухояде­ние. Но, следуя опыту препо­доб­но­го Иоанна Лествич­ни­ка, лучше не столь усерд­ство­вать в пищевом посте, чем тщесла­вить­ся своими стара­ни­я­ми.

13 апреля, вторник

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Святи­те­ля Иннокен­тия, митро­по­ли­та Москов­ско­го, мисси­о­не­ра, первого право­слав­но­го еписко­па Камчат­ки, Якутии, Приаму­рья и Север­ной Америки, преем­ни­ка митро­по­ли­та Филаре­та (Дроздо­ва). Святи­те­ля Ионы, митро­по­ли­та Москов­ско­го и всея Руси. Его избра­ние на престол стало началом автоке­фа­лии Русской Право­слав­ной Церкви. За свои труды на благо Церкви святой получил от Господа дар чудотво­ре­ния. При нем был причис­лен к лику святых препо­доб­ный Сергий Радонеж­ский.

Пост: Пост без особен­но­стей: пища, прошед­шая терми­че­скую обработ­ку, по монастыр­ско­му уставу — приго­тов­лен­ная без масла.

14 апреля, среда

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров. Вечером — утреня четвер­га, на которой целиком читают­ся Великий канон Андрея Критско­го (состо­я­щий из 250 строф канон, призы­ва­ю­щий душу к покая­нию) и житие препо­доб­ной Марии Египет­ской. Другое назва­ние этой службы, совер­ша­е­мой всего раз в году, — Мариино стояние. Ее продол­жи­тель­ность — от трех часов, но подвиг святой, много лет прожив­шей в пустыне, настоль­ко вдохнов­ля­ю­щий, что это длинное богослу­же­ние для многих верую­щих прохо­дит «на одном дыхании».

Дни памяти: Препо­доб­ной Марии Египет­ской. Мария была большой грешни­цей, но, уверо­вав в Господа, она посвя­ти­ла 47 лет своей жизни борьбе со страстя­ми и покая­нию. Ее историю для потом­ков сохра­нил монах Зосима. Когда старец встре­тил ее в пустыне, где она чудом выжива­ла все эти годы в одино­че­стве, перед ним предста­ла святая. В 2021 году день памяти препо­доб­ной (день смерти, дата непере­хо­дя­щая) выпал на канун Марии­но­го стояния.

Пост: Для поддер­жа­ния сил молящих­ся в день Марии­но­го стояния даже монастыр­ский устав разре­ша­ет расти­тель­ное масло.

15 апреля, четверг

Четверг Велико­го канона. Но так как начало церков­но­го дня принято отсчи­ты­вать с вечера, то Великий покаян­ный канон Андрея Критско­го и житие препо­доб­ной Марии Египет­ской обычно читают­ся вечером в среду.

Особен­но­сти богослу­же­ния: В четверг Велико­го канона утром совер­ша­ет­ся литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров.

Дни памяти: Препо­доб­но­го Тита. Живший в IX веке святой за свои постни­че­ские подвиги, добро­де­тель­ную жизнь, смире­ние и молитвы получил от Господа дар чудотво­ре­ния.

Пост: Чтобы восста­но­вить силы после долгого вечер­не­го богослу­же­ния и утрен­ней литур­гии, в четверг Велико­го канона обычно даже по строго­му уставу разре­ша­ет­ся расти­тель­ное масло.

16 апреля, пятница

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров. Вечером — акафист Пресвя­той Богоро­ди­це. Пение акафи­ста относит­ся уже к суббот­не­му дню.

Дни памяти: Иконы Богоро­ди­цы «Неувя­да­е­мый Цвет». На иконе Пресвя­тая изобра­же­на с белой лилией, симво­ли­зи­ру­ю­щей чистоту и девство Богома­те­ри. Препо­доб­но­го Никиты Исповед­ни­ка, игумена, жившего в IX веке, защищав­ше­го Церковь от иконо­бор­че­ской ереси и терпев­ше­го за это скорби.

Пост: Послаб­ле­ний нет. По уставу по пятни­цам предпи­са­но сухояде­ние, то есть свежие, сушеные, моченые овощи и фрукты, хлеб. Но верую­щим нужно с благо­ра­зу­ми­ем подхо­дить к опреде­ле­нию меры своего пищево­го поста.

17 апреля, суббота

Похвала Пресвя­той Богоро­ди­цы (Суббота Акафи­ста). В дни Велико­го поста в храмах не поются акафи­сты, и суббота пятой недели — единствен­ное исклю­че­ние. Восхва­лять Пресвя­тую Деву Марию в благо­дар­ность за неодно­крат­ное спасе­ние города от бед и врагов начали в IX веке жители Констан­ти­но­по­ля. Посте­пен­но празд­ник распро­стра­нил­ся во всей Восточ­ной Церкви и по сей день остает­ся одним из любимых, так как, пожалуй, каждому верую­ще­му есть за что побла­го­да­рить Богоро­ди­цу.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Иоанна Злато­уста. Вечером – Всенощ­ное бдение.

Дни памяти: Препо­доб­но­го Зосимы Палестин­ско­го, монаха, встре­тив­ше­го в пустыне Марию Египет­скую и расска­зав­ше­го об этой великой святой. Иконы Божьей Матери «Герон­тис­са», чудотвор­но­го образа из монасты­ря Панто­кра­тор на Афоне, на которой Пречи­стая изобра­же­на в полный рост и без Младен­ца.

Пост: Устав в суббот­ние дни дает послаб­ле­ние, и даже монахам разре­ше­на приго­тов­лен­ная с расти­тель­ным маслом пища.

18 апреля, воскре­се­нье

Неделя преподобной Марии Египетской

В пятое воскре­се­нье Велико­го поста Церковь чтит память святой, своей жизнью показав­шей, что искрен­нее раска­я­ние даже великих грешни­ков по милосер­дию Божьему способ­но приве­сти к спасе­нию.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Василия Велико­го. Вечером возмож­на пассия. Это необя­за­тель­ная служба, но во многих храмах она совер­ша­ет­ся четыре­жды в году по воскре­се­ньям Велико­го поста. На ней читают­ся главы из Еванге­лия, описы­ва­ю­щие страда­ния Спаси­те­ля. На послед­ней в году пассии это главы 18 и 19 Еванге­лия от Иоанна.

Дни памяти: Перене­се­ние мощей святи­те­ля Иова, Патри­ар­ха Москов­ско­го и всея Руси. Патри­арх был низло­жен Лжедмит­ри­ем и сослан, но перед смертью успел благо­сло­вить на патри­ар­ше­ство митро­по­ли­та Ермоге­на. Умер Патри­арх Иов в Стариц­ком монасты­ре, почти через полвека его мощи были перене­се­ны в Москов­ский Успен­ский собор.

Пост: В воскрес­ный день пост немного ослаб­ля­ет­ся, но не прекра­ща­ет­ся.

19 апреля, понедель­ник

Началась послед­няя неделя Четыре­де­сят­ни­цы — сорока­днев­но­го периода, установ­лен­но­го для борьбы с грехами и покая­ния. Совсем мало времени осталось до Страст­ной седмицы — совер­шен­но особого периода года, когда вся жизнь христи­а­ни­на сосре­до­та­чи­ва­ет­ся вокруг евангель­ских событий.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Мучени­ков Иеремии и иерея Архилия, сведе­ния о их смерти за веру сохра­нил святи­тель Григо­рий Двоеслов. Святи­те­ля Евтихия, архиепи­ско­па Констан­ти­но­поль­ско­го, борца с ересями, участ­ни­ка V Вселен­ско­го Собора.

Пост: По монастыр­ско­му уставу — сухояде­ние.

20 апреля, вторник

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Препо­доб­но­го Георгия, митро­по­лит Митилен­ско­го. Святи­тель вел жизнь добро­де­тель­ную, творил дела милосер­дия, помогал нужда­ю­щим­ся и страда­ю­щим, имея дар чудотво­ре­ния. По преда­нию, в час его смерти над городом зажглась яркая звезда. Препо­доб­но­го Серапи­о­на Синдо­ни­та Египет­ско­го — монаха-стран­ни­ка, жившего «как птица небес­ная», не имея дома и имуще­ства, и собирав­ше­го лишь духов­ное богат­ство для себя и других.

Пост: По монастыр­ско­му уставу разре­ше­на вареная пища без масла.

21 апреля, среда

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров.

Дни памяти: Святого апосто­ла от 70‑и Ироди­о­на, родствен­ни­ка апосто­ла Павла, спутни­ка апосто­лов Петра и Павла в их путеше­стви­ях, убитого язычни­ка­ми за пропо­ведь христи­ан­ства.

Пост: Монаше­ский устав предпи­сы­ва­ет сухояде­ние. Позади большая часть поста, и пищевое воздер­жа­ние вошло в привыч­ку и уже вовсе не кажется сложным.

22 апреля, четверг

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет.

Дни памяти: Препо­доб­но­му­че­ни­ка Вадима, архиманд­ри­та, и семерых его учени­ков. Святой был убит бывшим христи­а­ни­ном Нирса­ном, отрек­шим­ся от Бога. Облича­е­мый совестью, он не сразу смог отрубить голову мучени­ку, а когда наконец выпол­нил приказ царя-язычни­ка, не смог жить со своей тяжелой ношей и покон­чил с собой.

Пост: По монастыр­ско­му уставу вареная пища без масла. Но миряне вместе со священ­ни­ком сами опреде­ля­ют меру своего поста.

23 апреля, пятница

«Душепо­лез­ную совер­шив­ше Четыре­де­сят­ни­цу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Челове­ко­люб­че…» — поется в этот день в храме. Насту­пил послед­ний день Святой Четыре­де­сят­ни­цы. Верую­щие стоят на пороге Страст­ной седмицы.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров.

Дни памяти: Мучени­ка Терен­тия и его дружины. В III веке римский импера­тор-язычник прика­зал всем поддан­ным прино­сить жертвы языче­ским идолам, и многие после запуги­ва­ний и угроз согла­ша­лись. Но сорок воинов-христи­ан мужествен­но испове­до­ва­ли свою веру и пошли за нее на смерть.

Пост: Устав предпи­сы­ва­ет сухояде­ние, но мирянам важно соблю­дать пост в той мере, которая позво­ля­ет находить силы для выпол­не­ния ежеднев­ных обязан­но­стей и молитвы.

24 апреля, суббота

Лазаре­ва суббота. Церковь вспоми­на­ет воскре­ше­ние Христом Своего друга Лазаря, четыре дня проле­жав­ше­го в гробу. Это событие предвос­хи­ща­ет Воскре­се­ние Христо­во, как бы подго­тав­ли­вая к велико­му и непости­жи­мо­му чуду.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — литур­гия Иоанна Злато­уста. Вечером — всенощ­ное бдение Входа Господ­ня в Иеруса­лим с освяще­ни­ем ваий (верб).

Дни памяти: Правед­но­го Лазаря. После своего воскре­ше­ния он прожил еще 30 лет, стал еписко­пом и наряду с апосто­ла­ми нес весть о Воскре­се­нии Христо­вом людям. Священ­но­му­че­ни­ка Антипы Пергам­ско­го — ученика апосто­ла Иоанна Боголо­ва, еписко­па, убитого гоните­ля­ми христи­ан за его пропо­ведь.

Пост: Четыре­де­сят­ни­ца закон­чи­лась, но впереди еще самая строгая неделя в году — Страстная.Два дня послаб­ле­ния позво­ля­ют набрать­ся сил перед ней. В Лазаре­ву субботу устав позво­ля­ет есть рыбную икру.

25 апреля, воскре­се­нье

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Один из двена­дца­ти главных (помимо Пасхи) право­слав­ных празд­ни­ков. Так как весть о воскре­ше­нии Лазаря уже дошла до Иеруса­ли­ма, жители города поспе­ши­ли навстре­чу велико­му Чудотвор­цу и привет­ство­ва­ли Его как Царя. Христос же входил в город, зная, что идет на Голгофу.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гия Иоанна Злато­уста. В конце богослу­же­ния совер­ша­ет­ся чин освяще­ния ваий (верб). Ветки расте­ний, которые верую­щие прино­сят в этот день в храм, симво­ли­зи­ру­ют пальмо­вые ветви, с которы­ми встре­ча­ли Христа жители Иеруса­ли­ма. Освящен­ные вербы принято хранить дома возле икон в течение всего года.

Дни памяти: Священ­но­му­че­ни­ка Зинона, еписко­па Вероний­ско­го, твердо отста­и­вав­ше­го истин­ную веру перед ерети­ка­ми. Соглас­но сочине­ни­ям святи­те­ля Григо­рия Двоесло­ва, в 558 году, когда многие итальян­ские реки вышли из берегов, вода дошла и до храма св. Зинона, но остано­ви­лась стеной перед дверьми церкви. Муром­ской иконы Божьей Матери. Увидев этот образ в руках у муром­ско­го князя Констан­ти­на, язычни­ки, пришед­шие его убить, уверо­ва­ли и просили крестить их. Белынич­ской иконы Божией Матери, общей святыни христи­ан­ско­го мира, почита­ет­ся как право­слав­ны­ми, так и католи­ка­ми.

Пост: В Вербное воскре­се­нье даже по монастыр­ско­му уставу всегда разре­ше­на пища с маслом, рыба, немного вина. Верую­щие набира­ют­ся сил и готовят­ся вступить в самую строгую и самую сложную неделю года — Страст­ную седмицу.

Страстная неделя

26 апреля, Великий Понедель­ник

Церковь вспоми­на­ет послед­ние дни земной жизни Христа, Его притчи и поуче­ния. В храме в первые три дня Страст­ной седмицы звучит тропарь «Се Жених грядет в полуно­щи…», напоми­на­ю­щий притчу о десяти девах и призы­ва­ю­щий душу всегда быть готовой к встрече Господа.

Особен­но­сти богослу­же­ния: В первые три дня Страст­ной седмицы совер­ша­ют­ся три послед­ние в году литур­гии Преждео­свя­щен­ных Даров. Одно из важных отличий этих служб на послед­ней перед Пасхой неделе в том, что на них читает­ся Еванге­лие. В понедель­ник на богослу­же­нии вспоми­на­ет­ся прокля­тие Госпо­дом бесплод­ной смоков­ни­цы. Этот фрагмент — не только проро­че­ство о судьбах Израиля, но и призыв к совре­мен­ных христи­а­нам задумать­ся, какой плод прино­сит наша вера.

Дни памяти: Правед­но­го Иосифа Прекрас­но­го, ветхо­за­вет­но­го патри­ар­ха. Церковь всегда вспоми­на­ет его в первый день Страст­ной седмицы. История о том, как он был продан своими братья­ми в рабство, служит прооб­ра­зом страда­ний Спаси­те­ля.

Пост: Пост на Страст­ной седмице принято держать особо строго. Но нужно подхо­дить к нему с благо­ра­зу­ми­ем, чтобы не мучить­ся все время голодом, а иметь возмож­ность вникнуть в духов­ный смысл этих предпас­халь­ных дней.

27 апреля, Великий Вторник

Церковь вспоми­на­ет, как Христос пропо­ве­ду­ет в Иеруса­лим­ском храме, и во всем уже — предчув­ствие гряду­щих страш­ных событий.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров.

Дни памяти: Мартина исповед­ни­ка, папы Римско­го, защит­ни­ка и побор­ни­ка истин­ной веры, терпев­ше­го за свои убежде­ния униже­ния и осужде­ние. Вилен­ской иконы Божьей Матери, по преда­нию, написан­ной апосто­лом Лукой.

Пост: Пост соблю­да­ет­ся с макси­маль­но возмож­ной строго­стью, но ограни­че­ния в рационе не должны лишать верую­щих сил, необхо­ди­мых для выпол­не­ния повсе­днев­ных обязан­но­стей и для усилен­ной молитвы на Страст­ной седмице.

28 апреля, Великая Среда

Воспо­ми­на­ние преда­тель­ства Иуды

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — послед­няя в году литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров. В этот день в послед­ний раз читает­ся велико­пост­ная молитва Ефрема Сирина. Вечером обычно совер­ша­ет­ся таинство испове­ди. Остав­ши­е­ся до Пасхи дни настоль­ко насыще­ны событи­я­ми, что верую­щие по возмож­но­сти стара­ют­ся испове­дать­ся в среду, чтобы не отвле­кать­ся от сути богослу­же­ний самим и не перегру­жать священ­ни­ков, которые и так очень заняты в этот период.

Дни памяти: Святых апосто­лов от 70-ти Аристар­ха, Пуда и Трофима, приняв­ших мучени­че­скую смерть одновре­мен­но с апосто­лом Павлом.

Пост: Страст­ная седмица — самая строгая в году неделя. Даже те, кто по тем или иным причи­нам не могут соблю­дать весь пост, в эти шесть дней меняют как свой рацион, так и образ жизни, уделяя внима­ние в первую очередь молитве, богослу­же­ни­ям, чтению Священ­но­го Писания.

29 апреля, Великий Четверг

Воспо­ми­на­ние Тайной Вечери

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром —литур­гия Василия Великого.Христиане стара­ют­ся не пропу­стить это богослу­же­ние, на котором вспоми­на­ет­ся само установ­ле­ние таинства Евхари­стии, и по возмож­но­сти прича­стить­ся . Вечером — утреня Велико­го Пятка, на которой читает­ся 12 отрыв­ков из Еванге­лий, расска­зы­ва­ю­щих о Страстях Господ­них. Верую­щие стано­вят­ся свиде­те­ля­ми страда­ний Христа и Его Крест­ной смерти.

Дни памяти: Чудотвор­ных икон Божьей Матери Ильин­ско-Черни­гов­ской и Тамбов­ской. Святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии, сестер, признав­ших для себя одного Небес­но­го Жениха — Христа и за Него постра­дав­ших.

Пост: Хотя пост на Страст­ной седмице соблю­да­ет­ся с особой строго­стью, в четверг, когда и утром, и вечером христи­ане стара­ют­ся не пропу­стить богослу­же­ния, для укреп­ле­ния сил позво­ли­тель­но послаб­ле­ние — разре­ша­ет­ся вареная пища с расти­тель­ным маслом.

30 апреля, Великая пятница

Воспо­ми­на­ние Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это самый строгий и самый страш­ный для верую­щих день в году, день великой скорби. Верую­щие стано­вят­ся свиде­те­ля­ми снятия с Креста Тела Христо­ва и Его погре­бе­ния.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Литур­гии нет: жертва прине­се­на на Голгофе. Утром великие часы. Другое назва­ние этой службы – царские часы, так как богослу­же­ние бывает всего лишь трижды в году (в Рожде­ствен­ский и Крещен­ские сочель­ни­ки и Великую Пятницу), и его с древно­сти стара­лись не пропус­кать даже члены царской семьи.

Днем совер­ша­ет­ся вынос Плаща­ни­цы — вечерня, во время которой из алтаря на середи­ну храма выносят Плаща­ни­цу и поется канона на Плач Пресвя­той Богоро­ди­цы.

Вечером совер­ша­ет­ся утреня Великой Субботы с чином погре­бе­ния Плаща­ни­цы. Это богослу­же­ние включа­ет крест­ный ход, во время которо­го священ­ни­ки обносят Плаща­ни­цу вокруг храма под пение Трисвя­то­го, а также поется канон Великой Субботы («Волною морскою»).

Дни памяти: Препо­доб­но­го Зосимы, игумена, основа­те­ля Соловец­ко­го монасты­ря.

Пост: Монастыр­ский устав предпи­сы­ва­ет полный отказ от еды в Страст­ную Пятницу. Но на практи­ке миряна­ми принято воздер­жи­вать­ся до выноса Плаща­ни­цы. После вечерни, которая в большин­стве храмов совер­ша­ет­ся в середине дня, разре­ша­ет­ся немного подкре­пить силы макси­маль­но простой пищей.

1 мая, Великая Суббота

Послед­ний день перед Пасхой. Воспо­ми­на­ние телес­но­го погре­бе­ния Иисуса Христа и сошествия Его во ад. Это день благо­го­вей­ной тишины.В течение дня в храмах священ­ни­ки благо­слов­ля­ют пасхаль­ную трапезу — куличи, пасхи, краше­ные яйца. Но важнее этого празд­нич­но­го обряда зайти в храм, покло­нить­ся Плаща­ни­це, увидеть и почув­ство­вать, что Тело Господа в гробу, но Сам Он разру­ша­ет оковы ада, выводит оттуда узников, разлу­чен­ных с Богом, и уже насту­пи­ло торже­ство Победы над смертью.

Особен­но­сти богослу­же­ния: Утром — вечерня с чтением пятна­дца­ти паремий (отрыв­ков из Ветхого Завета, в которых содер­жат­ся проро­че­ства о страда­ни­ях, смерти, Воскре­се­нии Христо­вом и Царствии Небес­ном). После нее — литур­гия Василия Велико­го. Так как утрен­нее богослу­же­ние в Великую Субботу бывает очень долгим, обычно оно начина­ет­ся рано утром.

В течение дня проис­хо­дит освяще­ние куличей, пасок, краше­ных яиц.

Вечером перед началом пасхаль­но­го богослу­же­ния — чтение Деяний святых апосто­лов. В половине двена­дца­то­го ночи начина­ет­ся полунощ­ни­ца, на которой поется канон Великой Субботы («Волною морскою»), Плаща­ни­ца уносит­ся в алтарь. Около 00 часов совер­ша­ет­ся крест­ный ход, с которо­го начина­ет­ся празд­нич­ное пасхаль­ное богослу­же­ние.

Дни памяти: Мучени­ков Виктора, Зотика, Акинди­на, Зинона, Севери­а­на и Кесария, вдохнов­лен­ных подви­гом святого Георгия Победо­нос­ца, объявив­ших, что веруют во Христа, и казнен­ных гоните­ля­ми.

Пост: В субботу пост не такой строгий, как накануне, ведь во всем уже ощуща­ет­ся гряду­щая Пасха. Готовит­ся празд­нич­ный стол, в храмах освяща­ют аромат­ные куличи, но нужно еще один день доволь­ство­вать­ся самой простой постной пищей, а все свои устрем­ле­ния и мысли обратить к событи­ям, произо­шед­шим две тысячи лет назад и изменив­шим жизнь каждого челове­ка.

2 мая, ПАСХА

Источ­ник: Журнал “ФОМА”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *